Эротика в Древней Греции
Часть 1. Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании
Текст Евгения Роика
Нет, греки не были одержимы философией и наукой, как это представляют сейчас некоторые авторы. Совершенно точно известно, что наличием в словарях XX века таких слов, как афродизиак, гермафродит, эротика, гомосексуализм, нарцистизм, нимфомания, педерастия и зоофилия, — мы обязаны грекам. Большинство из них связанно с действиями, о которых можно прочесть еще у Гомера.
Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии. Например, всем известно, что Афродита, богиня сексуальных отношений, родилась из пены, но далеко не многие знают, что для древних греков это была не та пена, что невинно увенчивает волну на известной картине Боттичелли. Как повествует Гесиод, Кронос, сын Земли и Неба, оскопил своего отца серпом и швырнул его гениталии в море. Они поплыли по морю в пене, которую образовало семя, и Афродита родилась именно из этой пены. Позднее она родит от союза с Гермесом божество по имени Гермафродит, наделенное свойствами обоих полов, а от союза с Дионисом — однозначного мужчину Приапа, чей половой член постоянно находится в состоянии эрекции. Общеизвестны любовные подвиги Зевса.
Афродита
Герои были не менее любвеобильны, чем боги. Геракл, которого обожала вся Греция за его силу, смелость и стойкость, однажды лишил невинности пятьдесят девственниц за одну ночь; будучи бисексуалом, он состоял в любовной связи со своим племянником Иолаем. Тезей, герой Афин, за свою долгую и непростую жизнь соблазнил девушек не меньше, чем ему удалось убить всевозможных чудовищ.
Типичной чертой греческой мифологии является то, что все герои были не только благородны духом, но и прекрасны телом. Греки были убеждены, что в красивом теле содержится прекрасная душа. Для них одно не могло существовать без другого — во всем присутствует симметрия. Это первая особенность древнегреческой культуры.
Афродита
Второй особенностью в период VII-IV веков до н. э., в этот наиболее плодотворный период существования греческой цивилизации, оказавшей такое глубокое и серьезное влияние на всю последующую западную культуру, было массовое распространение “ педерастии”, этого сексуального притяжения взрослого мужчины к мальчику, который вышел из подросткового возраста но не достиг зрелости. “ Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, — говорит Страбон, — поистине желанен, но в тринадцать лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в четырнадцать лет, а к пятнадцати его очарование возрастает. Шестнадцать лет — это божественный возраст”. Гомосексуализм в современном понимании, то есть связь между двумя мужчинами примерно одного возраста, в это время встречалась редко, а половые сношения с мальчиком, не достигшим подросткового возраста, были вообще наказуемы. В начале VI века до н. э. известный законодатель Солон постановил карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы для мальчиков, не достигших подросткового возраста, не имевшего на то разрешения.
«Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, поистине желанен»
На протяжении двух веков, греки неизменно включали этот порок в систему высшего образования. Выпускников школьного курса, как правило, брал под свою опеку более зрелый мужчина (обычно тридцатилетний), принимавший на себя ответственность за нравственное и интеллектуальное развитие мальчика. Он должен был относиться к нему с добротой и согревать его той чистой любовью, единственная цель которой, согласно Сократу, создание нравственного совершенства в возлюбленном.
Афинское общество, без сомнения, спокойно относилось ко всему плотскому, и эти плотские чувства даже провоцировались вследствие обычая собираться в общественных гимнасиях, где юноши упражнялись в борьбе, беге, прыжках и метании диска и копья и где они были полностью обнажены. Их тела покрывались маслом и в целях защиты полоской ткани перевязывалась крайняя плоть над головкой пениса.
Геракл и нимфа Ряд убийств известных тиранов красивыми мальчиками, которые были с ними в гомосексуальных отношениях, привело к тому, что педерастия приобрела политический оттенок, репутацию любви к свободе, которая возвышала ее в глазах афинян. В Спарте, на греческом острове Эвбея и в беотийском городе Фивы она была напрямую связана с военными успехами, считаясь одним из признаков доблести. Как говорил Платон, “ горстка любящих и возлюбленных, сражавшихся плечом к плечу, могла победить целую армию. Для любовника было невозможным бросить оружие и бежать из рядов воинов на глазах у своего возлюбленного. Он предпочтет тысячу раз умереть, чем подвергнуться такому унижению… Самых трусливых воодушевлял бог любви, и они становились равными любому смельчаку”.
Третьей особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными, сексуально озабоченными и ущербными в нравственном плане. Легко догадаться, что они действительно были неразумными, поскольку их лишили образования, что они были сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц), и что они были морально ущербными, потому что критиковали мужчин за их чрезмерные и бесплодные философствования на народных собраниях в то время как они должны обеспечивать порядок в доме. Гармонии в древнегреческой семье не существовало.
«Греки считали всех женщин неразумными, сексуально озабоченными и ущербными в нравственном плане.» Секс древних греков Бронзовое зеркало с изображением секса