«Тиждень актуальної п'єси»

Щорічний освітній фестиваль драматургії для підтримки і розвитку української сучасної п'єси, введеня її в світовий драматургійний контекст.

Организатори: центр «Текст», театральний портал «Театре»

Партнери:

Куратори фестивалю:

Продюсер: Василь Білоус

Дизайн: Ельвін Рзаєв

PR: Христина Хоменко

Дневник фестиваля. День второй05 ноября 2012

Школа критиков


«Минипьесы»

Режиссер: Алексей Омелянчук

Драматург: Виталий Ченский

«Минипьесы» состоят из пяти коротких миниатюр не связанных между собой единой сюжетной линией, но, при этом, объединенных общей темой. В каждой миниатюре главным героем выступает человек, находящийся в растерянности перед необходимостью выбора. Видимо, так себя проявляет авторское «я», где под личиной пяти героев-мужчин автор «испытывает» себя на войне, на свидании с девушкой, ставит себя перед необходимостью иметь ребенка.

Трагикомическая миниатюра «Война» — это фантазия о внезапном перенесении современного человека на поле битвы. Автор выхватывает героя из круговорота житейских проблем, которые тот не может решить, и сталкивает его с необходимостью встать на защиту целой страны. Герой мечется между Сталиным и немцами. Перед ним возникают проблемы иного калибра: где взять силы, для того чтобы не стать предателем? Что такое честь и честность? Как остаться живым и сохранить при этом человеческое достоинство?

В последующих миниатюрах Виталий Ченский с разоблачительным юмором изображает бытовые сцены. Предложение руки и сердца в традиционной словесной форме показанное в абсурдистской зарисовке «Тошнота», неизменно сопровождается у героев рвотными позывами. Найти же другие варианты объяснений в любви они не в состоянии. Пылкие тирады жены о радости материнства (миниатюры «Ребенок» и «Тмин») звучат для мужа неубедительно. Не наполняет его счастьем и ребенок как факт. Существующие утверждения о том, что должно составлять счастье нормального человека, в его случае почему-то не срабатывают. Но эта пьеса не о девальвации ценностей, а о человеке, ищущем их в новом воплощении.

Дебютная работа драматурга Виталия Ченского, получила высокую оценку режиссера Андрея Мая и гостьи нынешнего фестиваля, теоретика театра, профессора кафедры истории театра РАТИ Анны Степановой. Возможно, не в последнюю очередь благодаря лаконичности, абсурдности и остроумию присущих этому тексту

Автор: Надя Яремчук


«FEMEN’ изм»

Драматург: Дэн Гуменный

Режиссер: Аркадий Непиталюк

Завершением второго дня фестиваля стала читка пьесы «FEMEN’ изм». Темой побудившей автора к написанию этого текста стала деятельность группы Femen, по которой судить о феминистическом движении в современной Украине в целом, было бы поверхностно и не совсем корректно — но это драматурга не остановило.

Дэн Гуменный дает точное определение своей пьесе — «коллаж про людей». Над темой он работает «экстенсивным методом», умножая оригинальный авторский текст многочисленными сводками новостей о Femen, цитатами взятыми с интернет-форумов, подлинными заявлениями девушек в СМИ, их выступлениями в телевизионных ток-шоу. Героини — знакомые нам с экранов ТВ активистки Femen. На фоне перипетий с femen’ истками, Гуменный выдвигает еще трех участников драматургического диалога: женщину патриархальных устоев, феминистку и мужчину. Мужская позиция в этом вопросе озвучена с помощью женоненавистнического предсмертного письма Марка Лепина, виновного в массовом убийстве студенток Политехнического университета в Монреале в 1989 году, в довершение застрелившего и себя. А все потому что «Феминистки разрушили мою жизнь…» звучит в письме. Позиции неуравновешенного мужчины и сильных женщин заведомо неравны.

Пьеса «Femen’ изм» в этом году была отобрана на фестиваль молодой драматургии «Любимовка» в Москве. Актуальность ее очевидна — скандальные акции Femen накануне Евро-2012 презентуют Украину в неоднозначном свете на международной арене, да и самим украинцам уже набили оскомину. В то же время предмет неустанной боры девушек так и остается для многих непонятным. Своей работой Гуменный не вносит ясности в вопрос. Пьеса больше походит на сбор информации, обзор прессы. Поэтому патетика автора в финале: «Это еще не конец», дает надежду только на одно — он продвинется в своем исследовании.

Автор: Надя Яремчук


Другие статьи из этого раздела
  • Щоденник фестивалю. День сьомий. Дитяча п’єса

    На «Тижні» прочитали тексти «16+» Марини Смілянець, «Маленький Принц» Олександра Жугана, «Вредная Настя» Олександра Володарського, «Русалка і дракон» Ірини Гарець і «Фото топлес» Наталії Блок
  • Щоденник фестивалю. День четвертий

    На «Тижні» прочитали «Улун» Тамара Трунової, «Блонді» Дмитра Богославського та п’єсу «Третій мозок» автора Дениса Дикого
  • Щоденник фестивалю. День п'ятий. День шостий

    «Інтерв’ю з другом» Андрія Бондаренка, «Таємний агент Христина» Людмили Тимошенко, «Культура кофейного потребления» Віталія Ченського, «Фея» автора Дика М'ята і «Человек. Я тебя слышу. Я тебя разгадал» Ксенії Скакун

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?