Принудительное развлечение Пустотой27 сентября 2011

Марыся Никитюк


25 сентября, фестиваль «Театральная Нитра»

Спектакль «Принудительное развлечение», живой комикс

Режиссер Тим Этчеллз (Tim Etchells), Великобритания

Форма или содержание — дилемма ХХ века — сегодня почти решена. Было бы содержание, а форма может быть сколь угодно технически совершенна, разнообразна и синтетична. Театр способен поглотить и перевоплотить все: литературу, музыку, медиа, кинематограф, даже интернет. И китайская мудрость «пусть цветут все цветы» в данном контексте не свидетельство толерантности, а выражение самого принципа искусства. Условность театра столь велика, что он практически всесилен и… беспомощен одновременно, потому что, чем больше у него в арсенале эклектики, тем меньше — понимания.

Раздражающий серый мир Пустоты Раздражающий серый мир Пустоты


На фестивале «Нитра» был продемонстрирован довольно забавный — с точки зрения формы — спектакль — «Принудительное развлечение». Это комикс, озвученный актерами в режиме реального времени, где главным героем является экран, на который проецируют стоп-кадры сюжета.

Пока внимание зрителей приковано к экрану, британские актеры безукоризненно озвучивают роли Пока внимание зрителей приковано к экрану, британские актеры безукоризненно озвучивают роли

Ожившие комиксы прекрасно отражают дух нашего времени, в котором рисованные картинки давно вытеснили серьезную литературу. Да и сама история сделана по лекалу компьютерной игры, смысл которой сводится к тому, чтобы выжить. Пара — мужчина и женщина — смотрят в окно на унылый пейзаж, когда к ним внезапно врываются гангстеры, выгоняя их из дома, отданного под снос. Малоприятный вид из окна, состоящий из атомной станции, завода и заброшенных зданий, взрывается и рушится. Окровавленные люди, пытаясь спастись бегством, пробираются люками, туннелями, попадают в тропический лес, а затем — в город, где на улицах валяются отрубленные части человеческих тел.

Абсурдность сюжета усиливается, когда героям звонят люди, которые просят пожертвований, потому что у них взбесился лев. И, когда в домике посреди джунглей, где пара спряталась, звонит телефон, женским голосом рассказывая об Иисусе и ДжиПиэРэС. А на самом интересном месте начинает настойчиво требует уплатить ему. Ни герои, ни зрители, так и не узнают никогда, как же Иисус добрался домой со сломанным гаджетом.

Подобного рода графика может довести до эпилептического припадка любого, ее задача — не дать зрителю вовлечься в примитивный сюжет, отторгнуть его Подобного рода графика может довести до эпилептического припадка любого, ее задача — не дать зрителю вовлечься в примитивный сюжет, отторгнуть его

Неоправданное насилие в обвертке из черно-белых коллажей является концентрацией штампов и клише современной индустрии развлечений. Представление раздражает беспричинностью событий. И, если поначалу, кажется, что название относится к героям спектакля, то в конце ты точно знаешь, что в принудительное развлечение втянут лично ты. Лично ты просчитываешь ходы к отступлению, лично ты считаешь, что создателям нужно гореть в аду, и в итоге лично ты остро чувствуешь бессмыслицу современного мира.

Смысл и основной «меседж» постановки довольно прозрачен (даже, если создатели и не ставили перед собой таких задач) — он выразительно говорит о тотальной Пустоте и безыдейности современности.

Мастерство чтецов было на высшем уровне, они демонстрировали на сцене сам процесс озвучки, что тоже помогало абстрагироваться от «бродилки» Мастерство чтецов было на высшем уровне, они демонстрировали на сцене сам процесс озвучки, что тоже помогало абстрагироваться от «бродилки»


Другие статьи из этого раздела
  • Политическая «Свадьба», илиНастоящее искусство Владимира Панкова

    В последнее время постановки В. Панкова вызывали в лучшем случае недоумение, и после «Ромео и Джульетты» я совсем уж было решил, что  «саундрама» сделала свое дело и двигаться ей дальше некуда. Тем большим потрясением для меня оказалась минская «Свадьба».
  • Грузинский театр — Свободный театр

    «Хотите узнать, чем живет современный грузинский народ,  — сказал на пресс-конференции Автандил Варсимашвили,  — посмотрите спектакли Свободного театра»
  • Гетсби. The Great

    Балет об Америке с украинской пропиской
  • Немцы в Украине: три дня самоидентификации

    Новая инициатива Гете-института — это комплексный театральный проект, посвященный проблемам идентичности и прошедший под знаком концептуального вопроса «Кто Я?». Второго декабря провели закрытый показ спектакля «Бешенная кровь» Нуркана Эрпулата и Йенс Хиллье и публичную читку пьесы Мариуса фон Майенбурга «Камень». Третьего декабря показали спектакль Центра «Текст» и Черкасского муздраматического театра им. Шевченко «Город на Ч.»
  • «Голый французский король»

    В конце октября Киев отведал очень не симпатичное блюдо. Французский спектакль по классической пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая» в постановке режиссера-актера Филиппа Кальварио и театральной компании 95 оказался стопроцентной неудачей, полной огрехов и дурновкусия. Нам показали второсортный продукт из недр самого периферийного французского театра.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?