|
Не Гумберт. История Педофила15 апреля 2008Текст Марыси Никитюк Фотографии Андрея Божка
На сцене Театра Драмы и Комедии на Левом берегу Днепра представили вполне весеннюю премьеру* — спектакль «Лолита» в режиссерском прочтении Андрея Билоуса. И получили вполне среднюю постановку, застрявшую между иносказательностью откровенных сцен и их прямым изображением. Не порнографическая «Лолита», и не метафора из цветочных лепестков, сахарной ваты и розового кружева, а нечто среднее, убоявшееся дерзнуть и переосмыслить классический первоисточник. Все запреты и табу от насилия до изврата нынче находятся под пристальным взглядом искусства. О чем еще таком не говорили, какие низы не исследовали? Уже пару столетий как авангардное искусство машет рукой папаше Бодлеру и активно передает ему приветы по средствам порнографии и бездонного копания в собственной гнили. Все, что вызывает боль и отвращение — модно, и виной тому то высшее эмоциональное напряжение, которое так привлекает в девиантном искусстве. Но зачастую этот мнимый катарсис — всего лишь уловка для маскировки пустоты. Однако есть примеры произведений тонко балансирующих на грани, несущих в окровавленных руках маньяка трепещущую и обжигающую боль одиночества. Сколько бы Набокову не предъявляли обвинений в изврате, все равно его «Лолита» оказалась высказанной вслух математически точной метафорой одиночества. Испокон веков в различных странах десятилетние невесты разделяли ложа со взрослыми мужьями. Табуированные сношения отцов со своими дочерьми — в основе истерий пациенток Фрейда. Набоков же точно выразил подавляемый западным обществом архетип Но что сделал Набоков? Сквозь призму А о чем ставил свою Лолиту Белоус, он, похоже, и сам не понял. Режиссер зациклился на трансформации романа в сценическое действие, абсолютно забыв и о Лолите, и о Гумберте, и о невозможности, и об одиночестве. Дмитрий Суржиков постоянно находился на сцене, но именно о наполнении его персонажа Андрей Билоус безбожно забыл. Потому-то и тягостно, потому-то и самому Суржикову не понятно: кто он в этих предлагаемых обстоятельствах А вот местами выплывающий из сценического мрака Александр Кобзарь, как никто другой подходит на эту роль. Но он играет Куилти, известного драматурга и грязного извращенца. Это ему удается мастерски, и сцена его убийства лучшая в спектакле: больная, нервная, дивная. Бесновато бегая по кругу, в трусах и бордовом халате он, то распахивает его, игриво подпрыгивая, то хрипит адским смешком — взбесившийся маньяк с Безумний, гротескный Куилти-Кобзарь, им восхищался бы Тим Бартон, его бы с удовольствием ласкали объективы кино-аппаратов времен немого кино. Извращенный драматург-порнограф Одев Шарлотту Гейз, мать Ло, в красное детское платьице, когда она признается Гумберту в своих чувствах, и, показав страстную одинокую женщину, жаждущую любви и ласки, как маленький ребенок, Билоус Но из чуда набоковской «Лолиты» чуда сценического не получилось. Возможно, ответственность и страх перед таким известным, сложным текстом не дали режиссеру рискнуть, предложить свои смыслы. Зачем тогда ставить «Лолиту», если в результате получается еще одна заурядная история, не вошедшая в криминальные хроники? * Первый показ спектакля прошел 29 февраля 2008 года Ло.Ли.Та: о трудностях взаимопониманияКритическое размышление Мальвины Вороновой фотографии Андрея Божка Маленькая девочка Лолита в свете прожектора стоит высоко на крыше автомобиля, держит над головой пустой яркий шарик. На стульчике в уголке сцены сидит сгорбленный человек — Гумберт. Между ними… А что между ними? Что между нами? Провалы, пустыни, непроницаемые пропасти непонимания. Гумберт заточен в тюрьму своего порока. Он вынужден молчать, таиться и покупать благосклонность Ло В одних смысловых оттенках режиссер Андрей Билоус ПРОЧЕЛ и ПОНЯЛ Набокова, в других — НЕ ЧИТАЛ вовсе. Эстет, циник, интеллектуал Гумберт, остро и иронично называющий себя папашей Гумом, мог ли он быть извиняющимся типом, каким его сделал режиссер? Откуда появились интонации чеховского человека в футляре? Откуда заискивание? Лолиту-Лукьяненко Билоус не срежиссировал так мастерски как Лисовец Джульетту-Лукьненко. Ло, конечно Зло, но не брошенная собаченка, не одинокий подросток Гумберт не клянчит, а расчетливо покупает. Гумберт вожделеет, ждет, подстраивает, но не играет в открыто пошлые игры. Гумберт потому и в плену своих страстей, что он не пошляк, он тонко чувствует и тонко понимает. Он великий аналитик и анатом своей страсти. Обращаясь к присяжным, он совершенно не пытается снискать прощения, как это вышло в режиссерском и актерском прочтении, он ищет понимания. Присяжные — это его слушатели, читатели. Это Набоковская уловка, подставить уже в самой книге Актер не понял своего героя отсюда и пустоты, которые образовывались на сцене, как только он оставался наедине с Лолитой. Между главными героями ничего не произошло, ничего не вспыхнуло. Даже на самом простом уровне соблазна режиссер не дотянул. Лолита, жестокая нимфетка Лолита, рано созревшая девчонка, ну понравился бы ей помятый и тревожный тип? Ведь на самом деле она соблазняла видимо холодного, сдержанного, непонятного ей и оттого желанного взрослого мужчину. Этот же Гумберт был безмерно эмоционален, несдержан, прямолинеен и местами настолько неуместно ребячлив, что в инфантильности не уступал нимфеткам. В результате получился до странности противоположный тип — классический педофил из обывательских представлений. Это неверное прочтение характера главного героя фактически перечеркнуло вторую часть постановки, где Гумберт и Лолита остались вдвоем, без обаятельной Гейзихи в роли Леси Самаевой. Режиссер не помог Гумберту и в том, что взвалил на него сложные монологи, вместо того, чтобы показать их. И в течение всей постановки очень многое хотелось бы просто увидеть, услышать, ощутить. Пренебрегли образностью во многих сценах напрасно. И напрасно, не умея передать набоковскую интимную интонацию, взялись за это трудное дело. В результате было несколько драматических моментов, когда захватывало дух от актерского мастерства (монолог Гейзихи, сцена с Куильти), но были и такие длиннейшие сцены, забитые петитными строчками, которые зритель откровенно пережидал. Не помог режиссер и Лолите найти себя, отдельные черточки — прекрасны. Ло грызет яблоко, Ло Наиболее объемным получился образ Гейзихи, в нем и важные смысловые оттенки, и характер, и индивидуальность. Вульгарная, Чудесная Леся Самаева — Шарлота — девочка в красном, одинока и смешна в своей страсти. Вот-вот и она станцует, мельчеша на пуантах, для возлюбленного Гумберта Эта постановка «Лолиты», совмещая прекрасные озарения и серьезные промахи, все же заставляет думать — о Набокове, о его романе, о взаимоотношениях, об одиночестве. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке