|
Чехов Митницкого: трагедия личности20 декабря 2010Текст Марыси Никитюк Фото предоставлены театром на левом берегу Днепра С каким бы оправданным уважением мы бы не относились к классике, надо признать, что и она устаревает и перестает с нами, современниками, говорить. В чеховских текстах есть нечто не столько устаревшее, сколько диссонирующее с нашим временем, с нами, с нашим ритмом. Меланхолия, мечтательность, неопределенность и медлительность начала 20 века, — все это не свойственно нашему миру, мы люди другого мирочувствования, мировоззрения и ритма. Единственное, на что остается уповать при постановке чеховских пьес, особенно столь облюбованных режиссерами как «Три сестры», это личность и масштаб режиссера. И, к счастью, масштаб личности Эдуарда Митницкого огромен. И Чехов в его интерпретации снова стал равен себе — своей высоте и своему пониманию трагедии личности. Поначалу режиссер пишет свое произведение в светлых, даже несколько нарочито наивных, экзальтированных и идеалистических тонах. День рождения Ирины. Девочка в платьице, в белом банте, все Актеры в фиксированных мизансценах, то сидят на стульях в ряд, то танцуют, словно игрушечные, кукольные, ненастоящие. Но постепенно — как и в жизни — яркий свет (юности) гаснет, идеалистический голос (веры в будущее и себя) становится глуше. Малая сцена, которая в начале спектакля вмещала всех без исключения персонажей пьесы, сузилась, стала мрачной и тесной для собравшихся вместе сестер. Вот уже и тон Ирины звучит не так весело, она не едет в прекрасную Москву, она подвывает: «… в Москву, в Москву». Атмосферу запустения, катастрофы подчеркивает «проходной двор» в доме сестер — актеры приходят из ниоткуда и Второй акт с твердой уверенностью ведет зрителя к катастрофе, к краху личности. Ирина забрасывает свой итальянский, Маша изменяет мужу с женатым человеком. И становится ясно, что нарочитое изящество, инфантильная пасторальность начала спектакля были маской, очарованием еще юных детских и несформировавшихся жизней. Но маска сорвана, и, оказалось, что за жизнь и за счастье нужно бороться. А чеховские герои только устало разводят руками, мол «ну нет, так нет, будем дальше жить». И в этом «будем дальше жить» — не оптимизм, а приговор: иллюзии разбиты, впереди — мрак и брожение по узкой кромке предопределенности. То, что происходит с Андреем (в ярчайшем исполнении Андрея Саминина), происходит со всеми, кто еще совсем недавно, буквально Наташа в блестящем исполнении Татьяны Комаровой — огромное темное и в У Льва Сомова роль второго плана, он играет Кулыгина Федора Ильича, мужа Маши. Но исполнение Сомова — первоклассно, он как всегда делает свой образ очень объемным, обжитым, колоритным, неоднозначным. В его исполнении образ становится глубже, чем сам персонаж. С одной стороны, глупый человек, а с другой бесконечно любящий свою жену, видящий как на его глазах рушиться его же счастье. В начале это неустанный болтун с Мир трех сестер герметичен — там только они да их мечты о Москве, в сущности никуда сестры и не собирались ехать, им нужно было заполнить житейскую скуку, нарисовать себе мечту. Исполнять ее… это же совсем другое дело. Финал жесткий. Барон как единственное светлое и активно действующее лицо в спектакле — убит, военные уехали, доктор с остекленевшими глазами тоже собирается, дом заставлен, Москвы как отрадного маячка впереди больше нет. И почти крича свое «еще немного и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем», и «милые сестры жизнь наша еще не кончена», Ольга собирает чемоданы и выбрасывает их за |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке