Мир Курбаса15 апреля 2012

Текст Виктора Собиянского

Фото Марты Кацвин

В Киев на международную конференцию «Лесь Курбас и мировой театральный контекст», которая проходила 30 марта — 1 апреля, съехались исследователи творчества Леся Курбаса с разных уголков мира

Художественно-образовательный проект Центра Курбаса «Лесь Курбас и мировая художественная культура» стартовал в столице при поддержке фонда «Развитие Украины» ещё в феврале — в дни 125-й годовщины рождения творца модерного украинского театра. Уже состоялись лекции, мастер-классы и видеопоказы сотрудников вроцлавского Института Ежи Гротовского, отшумели торжества открытия мемориальной доски Леся Курбаса. А впереди ещё — Фестиваль молодой режиссуры им. Леся Курбаса, презентации в Польше и Росиии, несколько масштабных издательских проектов. Но, пожалуй, уже можно сказать, что центральным событием проекта стала международная конференция «Лесь Курбас и мировой театральный контекст», прошедшая 30 марта — 1 апреля 2012 г. — в дни создания главного детища Курбаса — Художественного объединения «Березиль».

Анна Коженёвская-Бигун. Варшавский университет, Польша Анна Коженёвская-Бигун. Варшавский университет, Польша

Открылась конференция культурной программой для участников — спектаклем «Мост снов» арт-группы «Яра» легендарного американского экспериментального театра «Ля МаМа». Режиссер Вирляна Ткач вместе с актерами с США, Киргизии и Украины представили зрителям красивое метафорическое действо с элегантным видеодизайном Михаила Шраги/Владимира Клюзко и стильной электронной музыкой Аллы Загайкевич.

А уже на следующее утро в скромной уютной атмосфере Центра Курбаса началась напряженная шестичасовая работа самой конференции. После поздравительных слов Министра культуры Михаила Кулиняка и Директора Центра Нелли Корниенко модератор Анна Веселовская представила первого докладчика — профессора Беатрис Пикон-Валлен, известного французского исследователя словянского театра. И, как отшутилась сама Беатрис, начался своеобразный марафон — «эстафету» разговора о Курбасе в мировом контексте перенимали лучшие умы из Белоруссии (Татьяна Котович), Грузии (Тамара Кикнавелидзе, Давид Мгебришвили), Италии (Эрика Фаччиоли), Канады (Олег Ильницкий, Ирэна Макарык, Мирослав Шкандрий), Польши (Марта Кацвин, Анна Коженёвская-Бихун, Анна Кулиговская-Коженевская, Валентина Соболь), России (Анна Степанова), Франции (Беатрис Пикон-Валлен, Вероника Переверзева) и США (Вирляна Ткач, Мейхил Фаулер).

Модератор конференции Анна Веселовская Модератор конференции Анна Веселовская

Творчество Леся Курбаса рассматривалось в контексте исканий реформаторов европейской сцены — российских режиссеров Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Алексея Грановского, грузина Сандро Ахметели, поляка Юлиуша Остервы… Докладчики проследили параллели между идеями украинского режиссера и современным российским и польским театром. Много говорилось о конкретных судьбах — Лесь Курбас и Михайль Семенко (как представитель футуризма), работа Вадима Меллера в «Березоле». Об интереснейшом времени 1920-х гг., зарождении явления «литераторного бомонда». Открылись некоторые новые факты о гастролях Курбасовского театра в Грузии и — главное — почти незнаной выставке экспонатов «Березоля» в Нью-Йорке — «гастролей» парижской Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г., на которой Меллер получил «Золотую медаль» за сценографию к спектаклю «Березиля»«Секретарь профсоюза». Рассказы звучали в формате академических докладов, фото-и видеопрезентаций, стендовых докладов и скайп-конференции.

В Киев на международную конференцию «Лесь Курбас и мировой театральный контекст» В Киев на международную конференцию «Лесь Курбас и мировой театральный контекст»

На третий день работы было открытие выставки к юбилею Леся Курбаса из фондов Центрального государственного архива-музея литературы и искусства и презентация мультимедийного проекта «Лесь Курбас в Киеве». Последний — первая попытка «оживить» места, связанные с пребыванием режиссера в Киеве. Это театральные сооружения, учебные заведения, частные дома, где бывал Курбас в течении десяти лет, когда жил в городе и куда наведывался во время гастрольных и других поездок, уже поселившись в Харькове. Авторам проекта удалось собрать более 30 «курбасовских» адресов в Киеве. Фильм получился очень занимательный и… правдивый: кроме своей сверхзадачи презентовать зрителю места Курбаса, его творцам удалось ещё и проследить кардинальные изменения облика города за последние годы — и эти перестройки- «трансформации» далеко не на пользу Киеву-современному! Ну, а после экскурсии виртуальной у иностранных гостей была возможность прогуляться и по «живому» Киеву.

Организаторы масштабного Курбасовского проекта уже не первый год настаивают на введении нового термина «зарубежное курбасоведении». И, наверное, один из ценнейших результатов международной конференции — то, что ей удалось развеять даже у самых ярых скептиков любые сомнения в целесообразности подобных идей. Практически каждый доклад свидетельствовал о том, что Леся Курбаса в мире знают и изучают. Он — европеец до мозга костей — наконец полноправно входит в мировой контекст, из которого по известным историческим причинам на долгие годы выпал.

Татьяна Котович. Витебский государственный университет им. П. Машерова, Белоруссия Татьяна Котович. Витебский государственный университет им. П. Машерова, Белоруссия

Мейхил Фаулер. Гарвардский университет, Бостон, США Мейхил Фаулер. Гарвардский университет, Бостон, США


Другие статьи из этого раздела

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?