Международный фестиваль
НОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР
14 — 27 ноября 200906 ноября 2009


Генеральный партнер фестиваля Фонд Михаила Прохорова



В Москве 14 ноября стартует Одиннадцатый театральный фестиваль NET(«Новый европейский театр»). В этом году фестиваль посвящен падению Берлинской стены. Стена между Западным и Восточным Берлином рухнула в ноябре 1989 года, то есть ровно двадцать лет назад. Для организаторов фестиваля это событие имеет символический смысл: то поколение, которое интересует авторов фестиваля, сформировалось и заявило о себе именно в двадцать лет «после стены». Оно объединено не общими эстетическими принципами, но общей судьбой и жадностью к современным текстам. А по тематике постановок NET подхватывает главную тему Авиньонского фестиваля этого лета — «война и насилие». Каждый спектакль фестиваля по-своему напоминает о том, что в мире все очень и очень плохо.
Надо сказать, что это вполне отражает тенденции последних десятилетий, в течение которых мировой театр помрачнел до невозможности. В начале 1990-х годов в Великобритании была придумана концепция in-yer-face theatre, то есть — буквально — театра-вызова, который швыряют в лицо зрителю. Здесь нелицеприятное не прикрывается красивыми словами, герои не говорят «я люблю тебя», когда имеют в виду «я хочу тебя трахнуть». Наркотики, психические болезни, насилие, терроризм, беспорядочные сексуальные связи — все это создатели театра щедро вываливают на сцену, обнажая острейшие болезни общества. В середине 1990-х годов все это пришло и в русскую драматургию. Стоит также вспомнить спектакли итальянца Ромео Кастеллуччи, во время которых почти физически чувствуешь опасность — сценическая реальность часто превращается в кошмарный сон, мир оказывается словно вывернутым наизнанку. Есть сегодня в мире и много других режиссеров, показывающих невыносимую тяжесть бытия. Гениальный и безумный теоретик театра, знаменитый французский писатель-сюрреалист Антонен Арто еще в 1932 году опубликовал манифест «театра жестокости», где, ссылаясь на Блаженного Августина, сравнивал театр с чумой. Жестокость для Арто не «синоним пролитой крови, терзаемой плоти, распятого врага», а «своеобразный суровый путь, подчинение необходимости». Чтобы проломить «берлинскую стену» воинствующего потребительства, подмены ценностей и безразличия ко всему, творцы доходят до крайних порогов боли, ненависти и жестокости.
Так, «Оргия толерантности» бельгийца Яна Фабра — это уже даже не сатира и не критика, а смачный плевок в лицо обществу. Этот спектакль был показан на Авиньонском фестивале и получил негативные отзывы европейской критики, зато публика буквально ломилась на откровенно издевательское, но смелое представление. Здесь и фотосессия со спасителем человечества Иисусом Христом, которому дизайнеры поправляют крест и советуют сыграть на нем как на гитаре, и сношение с сумкой «Луи Виттон» и диваном «Честерфильд». В финале спектакля актеры, выстроившись в ряд, дружно посылают на три буквы всех, кого только можно: министров, французов, Барака Обаму, самого Яна Фабра, дирекцию фестиваля и так далее.
Но начнется фестиваль с другого спектакля — «Гамлета» в постановке признанного литовского режиссера Оскараса Коршунаваса. «Гамлет» Коршунаваса спектакль тоже весьма жестокий, однако более сдержанный. Он о человеческой черствости, о разрыве всех связей человека — не только с себе подобными, но и с природной средой. Спектакль решен в милитаристской эстетике. В начале спектакля актеры вопрошают у своего отражения в зеркале: «кто ты?», в конце на этот вопрос дается четкий ответ — «убийца».
К компании признанных европейских театральных режиссеров присоединится киевский постановщик Владислав Троицкий со своим театром «ДАХ» и спектаклем по пьесе современного российского драматурга Юрия Клавдиева «Анна». «Анна» — русский вестерн, страшная правда о реалиях российской глубинки. К этой теме уже не раз обращался в жесткой реалистической манере российский кинематограф, но театр ее почти не касался. Молодые актеры «ДАХа» самозабвенно и в то же время с характерной для постановок Троицкого отстраненностью исполняют роли русских алкашей, солдатов, бомжей и проституток.
«Мрачную» программу фестиваля дополнит спектакль болгарина Явора Гырдева, известного в Москве по фильму «Дзифт», который получил на МКФ приз за лучшую режиссуру, а также по спектаклю «Человек Подушка», показанному здесь пять лет назад. В Европе Гырдева больше знают по спектаклю «Калигула», который он и покажет на NETе.
Словом, две недели насыщенного и немилосердного театрального марафона призваны показать зрителю всю глубину безумия и деградации современного общества. Антонен Арто был бы доволен.

Программа фестиваля:

14 ноября в 20 часов
На сцене Московского Театра Юного Зрителя
Театр Оскараса Коршуноваса/Городской театр, Вильнюс, Литва
Уильям Шекспир
ГАМЛЕТ
Режиссер — Оскарас Коршуновас
Совместно с Театром Наций
Спектакль идет на литовском языке с синхронным переводом


15 ноября в 17 и в 20 часов
На сцене Центра им. Мейерхольда,
Варненский драматический театр, Варна, Болгария
и “ La Rose des Vents” — Национальный театр Лилля/Вильнев д’ Аск, Франция
Альбер Камю
КАЛИГУЛА
Режиссер — Явор Гырдев
В рамках Года Болгарии в России
Спектакль содержит жесткие сцены. Только для совершеннолетних
Спектакль идет на болгарском языке с субтитрами


18 и 19 ноября в 20 часов
На сцене Центра им. Мейерхольда
Компания Troubleyn, Антверпен, Бельгия
ОРГИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Спектакль Яна Фабра
Организаторы фестиваля предупреждают, что спектакль содержит жесткие сцены и ненормативную лексику. Разрешено только для лиц от 21 года. Спектакль идет на английском и французском языке с субтитрами


21 и 22 ноября в 20 часов
На сцене Центра им. Мейерхольда
Компания Hotel Modern, Роттердам, Нидерланды
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА
Авторы — Херман Хелле, Паулине Калкер, Арлен Хурнвег
Спектакль идет на английском языке с субтитрами


24 и 25 ноября в 20 часов
На сцене Центра им. Мейерхольда
ГОГОЛЬFEST и Центр Современного Искусства «ДАХ», Киев, Украина
АННА
Режиссер — Владислав Троицкий
в год 200-летия Н.В. Гоголя


26 ноября в 21 час
На сцене Театрального центра на Страстном
«+1»
Автор, режиссер и исполнитель — Евгений Гришковец


27 ноября в 20 часов
На сцене Московского Театра Юного Зрителя
Театр имени Максима Горького, Берлин, Германия
РУММЕЛЬПЛАЦ
по роману Вернера Бройнига
Режиссер — Армин Петрас
совместно с Немецким культурным центром им. Гете
Спектакль идет на немецком языке с субтитрами

Впервые текст был опубликован в ТОП-10


Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?