|
Влад Троицкий. Комплексный подход31 января 2008Интервью с Владом Троицким, режиссером театра «ДАХ» Разговаривала: Марыся Никитюк Фотографировала: Ольга Закревская «Ставить современную агрессивную пьесу мне интересно, но не ради эпатажа»
Как я работаю1. Когда я начинаю спектакль, то не знаю, по какой системе буду работать. Есть система реалистического бытового театра, который я почерпнул у Оглоблина, есть мистериальный театр и так далее.
2. Я специально ввожу себя в экстремальную ситуацию: создаю такие обстоятельства, при которых спектакль надо сделать быстро. Тогда скорее начинает работать бессознательное — только разумом построить практически ничего не возможно. Знание и ремесленная основа помогают делать технические вещи, но не создают сам спектакль. 3. Я прихожу на репетицию — у меня нет плана репетиции 4. Я исследую Влад Троицкий создал ЦСМ «ДАХ» как открытую площадку в 1994 году. Сейчас является его единоличным режиссером Трансформации как способ выживанияЕсть такая гипотеза, что театр больше семи лет не живет. Постоянные кардинальные изменения — это один из способов выживания театра. Если не происходит изменения в направлении театра, то начинается стагнация: исчерпывание коллектива и художественных идей. «ДАХ» постоянно находился в движении, от открытой площадки и периода школ до репертуарного театра, от мистериального этапа к этапу «Идиотов» и к современной драматургии. И мне нравится, что сегодняшний поворот к социальной драме совпадает с реальной энергией времени. Я вижу, что публика начинает откликаться. Но я не преуменьшаю значимости моноспектаклей «Семь дней с Идиотом» по пьесам Клима, или мистериального цикла. Это так называемые сакральные территории, то, что держит дух театра. Священные коровы. Но в каждый период О современной драме в УкраинеВ Украине почти никто не занимается современной драматургией, в частности и русской «новой драмой». Есть Сейчас опыты в этом направлении проводит Русская драма. Коронация Слова проводит конкурс «Лучшая драматургия», Станислав Моисеев пытается ставить новую драматургию в Молодом театре. Но все эти попытки находятся на периферии сознания молодого зрителя. В Киеве среди молодежи ходить в театр не модно. Они не ходят в театр потому, что язык, на котором с ними говорят, не современен. В декабре 2007 Троицкий выпустил две премьеры по современному агресивному материалу «Анну» Юрия Клвадиева и «Сексуальные неврозы…» Лукаса Берфуса Украинский театр — театр скукиЯ театр никогда не любил, почти все, что я видел в Киеве, мне не нравилось. Пара походов в киевский театр в юности вызвали у меня жесткую аллергию, я не понимал, как нормальный человек может это выдержать.
Дора и АннаВопрос с маргинальной или брутальной пьесой стоит так: каким образом, при наличии ненормативной лексики, жестокости сюжета, выйти на метафизические смыслы? В «Сексуальных неврозах», мне кажется, нам это удалось, в «Анне» мы еще на пути к этому. «Анна» — метафизическая пьеса: когда ты перестаешь воспринимать ее как некий документальный срез из жизни шахтерского поселка, тогда начинаешь слышать и видеть ее как После серьезной драматургии Клима, я стал переборчивым и придирчивым. Но если говорить об «Анне», то, безусловно, Клавдиев талантлив, и энергия русской глубинки мне близка, я же человек из России. Поэтому, когда я прочитал сборник его пьес, то понял, что это можно поставить. С Берфусом было иначе. «Сексуальные неврозы наших родителей» мне с самого начала по «Сейчас для пьесы „Бесхребетность“, над которой мы работаем, у меня еще совершенно нет формы. Это будет такой социальный трагифарс» Культура зрелищаДолгое время я не мог решить, как сценографически выстроить «Неврозы». Потому, что сама пьеса — это скорее киносценарий, рассчитанный на жесткий монтаж: место действий меняется каждые две минуты. И в сценически едином пространстве очень сложно придумать лавку, гостиницу, квартиру, кабинет врача, и сделать так, чтобы это все не мелькало как бешеное. И чудом была придумана форма стеклянных коробок. Сами понятия «культура зрелища», сценический дизайн в Украине очень слабо развиты. Пожалуй, серьезной сценографией занимаются только Андрей Жолдак и Дима Богомазов, а все остальное либо в формате псевдотрадиционного театра, либо бедного театра. Но бедный театр тоже обязан быть красивым, зрелище должно выглядеть стильно, и еще оно должно находиться в контексте мировой зрелищной культуры. Проблема с современным материаломСовременной драматургии, интересной мне, мало. Я перечитал много русских пьес тех авторов, которых сейчас ставят в России: братьев Дуринковых, Пресняковых, Сигарева, Вырыпаева, Сорокина. Меня все это не задело. Это игры разума, очень талантливые, но в основном построены на стебе. С западной драматургией тоже не все просто. Они апеллируют к тем энергиям и к тем смыслам, которые актуальны для западного общества. У них другое сознание, уровень культуры, культура восприятия, способ игры, другой театр. Ставить их современные пьесы все равно, что сейчас ставить Doc. драмаДокументальную драму я не хочу ставить. Я могу играть в документ, но если он без художественной обработки, то мне не интересно. Брать интервью у бомжей, проституток, наркоманов и ментов, а потом из этого делать Документальная драматургия в чистом виде Влада не прельщает, он хоть и находится в авангарде украинского театра, но предпочитает оставаться на территории поэтической эстетики, а не документальной Маргиналы в центреПовышенный интерес к маргиналам и жестоким сюжетам — это буржуазное явление, поскольку в театр на западе приходят люди с деньгами, это искусство для богатых. Они приходят посмотреть, как живут другие люди. У нас тоже уже произошло это социальное расслоение, но не так жестко, все равно многие люди попадают в метро и попадают в обойму разных социальных типов, Крещатик только чего стоит! В Европе все уже Современная драматургия в ЕвропеСоциальная драма была актуальной в Европе лет пятнадцать назад, когда буржуазная публика должна была посмотреть, как живет низ. В Англии натуралистический театр сейчас на пике, он составляет 90% репертуара лондонских театров, когда чуть ли не употребляют наркотики на сцене. Но уже в прошлом году одна из продюсеров театра В Германии 70% репертуара составляет современная драматургия, завлит в театре — его называют драматургом — является очень важной персоной. Он фактически определяет политику театра, не режиссеры, а завлит ищет авторов, формирует репертуар. Комплексный подходНе думаю, что перепрофилирование нашего театра на современную драматургию, Но серьезных изменений не произойдет до тех пор, пока не изменится система театрального образования. Должна появиться образовательная институция, связанная с Мыстецьким Арсеналом, с ГогольFest, с «ДАХом» в области современного В театральном аспекте ГогольFestа важно то, что киевская публика за долгие годы «голодания» по качественному продукту сможет увидеть «новый театр» и сможет сравнить его с отечественным… ГогольFestГоворя о ГогольFest, нельзя рассматривать только его театральную часть. Этот фестиваль тем и уникален, что он мультикультурный и это его принципиальное отличие. Аналогов тому, что мы собираемся сделать, я не знаю даже в мире. Мы взяли такую форму потребления материальных благ, как «молл» — огромные На фесте будут представлены качественным концентратом все фестивали Украины: Краина Мрий, Шешоры, Театральная программа ГогольFest состоит из представителей «нового театра», которого Киев еще не видел. Это и театр «Дерево», и Петербургский театр «АХЕ», и Атила Виднянский из Венгрии, Владимир Панков из Москвы со своей SoundDrama, возможно Борис Юхананов с его проектом «Голем». Это будет образовательное событие для Киева и киевской публики, а если мы будем накапливать такой контент, то престиж фестиваля будет расти, и ГогольFest станет событием в мировом контексте. ПотребителиМне нравятся лица публики, которая ходит в «ДАХ», она достаточно образованна, она готова размышлять. Но я редко вижу молодых людей, заряженных импульсом производить. Это — потребители. В Киеве культура потребления искусства находится на достаточно высоком уровне. Об этом говорят очереди на «Ночи короткого кино», на «Молодость», рынок артхаузного кино развивается. Но отечественная молодежь только потребляет западный или же русский продукт, она ничего не производит. И меня это поражает, потому что у молодежи должен быть главный тезис — взрослые все мудаки, все, что они делают — дерьмо. Они должны находиться в протестной форме, и в ней должен рождаться беспредел, от наивного до агрессивного, а я вижу Украина vs. РоссияНельзя сравнивать нас с Россией, потому что у них культура является предметом идеологии, это государственная политика, политика Империи. В империи культура должна быть мощной. Поэтому, как только возникает посыл от власти, сразу появляются люди, которые обрабатывают этот запрос, и в результате появляются такие живые проекты как тот жеNET, как «Новая драма», литературные чтения Любимовки. К тому же в Росси много культурных центров: Новосибирск, Екатеринбург, Питер, в конце концов — там жизнь идет. В Украине этого всего нет, власти плевать, что происходит в области культуры. К сожалению, деятельность в области культуры заключается только в обращении к историческому контексту. Например, надо восстановить Батурин. Это важно, но, делая прошлое, не занимаясь настоящим, ты делаешь мертворожденный продукт. Вектор развития должен быть направленным в будущее, ведь именно сейчас мы закладываем то, что сформирует лицо Украины через 7, 10, 20 лет. P.S:Можно ли сделать так, чтобы мат в театре звучал органично? Раньше я считал, что в Украине, где призрак духовности бегает по театрам, это нереально сделать. Но сформировалась молодая команда в «ДАХе», у которой выработался свой язык, и стало понятно, что можно не эпатируя, использовать тот же мат, как средство передачи информации, как выстрел. На сегодняшний день «ДАХ» вместе с Владом Троицким являются единственным реальным жизнеспособным «двигателем» современной драматургии в пространстве Киева
|
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке