|
Театр и Миропорядок30 ноября 2008Беседа с русским драматургом, режиссером и музыкантомАлексеем ШипенкоРазговаривала Марыся Никитюк
Живет и работает в Германии Связан творчеством с немецкими режиссерами: Томасом Остермайером, Петером Штайном и Франком Касторфом Написал пьесы: «9000 над поверхностью почвы», «Судзуки», «Судзуки-2», «Из жизни Комикадзе», «Ля фюнф ин дер Люфт», «Натуральное хозяйство в Шамбале». Издал на немецком и русском роман «Жизнь Арсения». Драматург в себе. «Я все забыл»Начиная, я писал очень много, за шесть лет ─ двенадцать больших пьес. Оглядываясь назад, понимаю, что я тогда очень много в них рассказал. О себе. А я рассказываю только о себе. И дело не в автобиографичности, а в том, что все мои персонажи выросли из меня, породив большую усталость — рассказано много, но почти ничего не понято. Были люди, которые восторгались, были В 1992 году вышел сборник моих пьес «Из жизни Комикадзе», и в том же году я уехал в Германию, потому что не хотел наблюдать те необратимые процессы, которые происходили со страной, после отъезда в России уже не появлялось ни одной моей пьесы. А моя деятельность на западе превратилась в переориентацию, я стал писать для западных людей. Все сюжеты кардинально изменились, а мое желание писать — резко уменьшилось, потому что на западе уже тогда был рынок, который постепенно появляется и у нас. Рыночные взаимоотношения сильно убили мое желание писать Томас Остермайер. БаракЯ расскажу вам историю первой моей заказной пьесы. Мой хороший друг Томас Остермайер начинал с того, что ставил в Бараке, в том числе и мои пьесы. В начале 90-х он выпустился из театрального института, и получил приглашение ставить в Бараке ─ это такое черное низкое Томаса с самого начала У Томаса в Бараке, кстати, ставил и киевский режиссер Валера Бильченко, это был такой диалог немецкого и украинского театра. Бильченко поставил там чеховского «Иванова» и «Полет» — очень вольная переделка моей старой пьесы «9000 метров над поверхностью почвы». А через четыре года всяческих экспериментов, эра Остермаера в Бараке закончилась, его пригласили в Шаубюне. Он был самым молодым режиссером, получившим приглашение в театр Петера Штайна, это был грандиозный успех. Невостребованная пьеса. ШаубюнеПосле того, как Томас отправился в Шаубюне, он заказал мне большую пьесу. Сказал: пиши, что хочешь, я не могу такому драматургу, как ты, говорить, чего хочу я. Как оказалось, я был первым драматургом в истории Шаубюне, который получил заказ. Я очень сомневался в этом проекте — так и получилось. Я написал пьесу, которая называлась Das Kind («Ребенок»), и хотя театр мне заплатил все деньги, она так и не была поставлена. Почему? Потому что написал, то, что хотел, и выяснилось, что ставить это трудно, и, может быть, неинтересно. Когда мне говорят «пиши, что хочешь», я оказываюсь перед конфликтом с собой — понимаю, что ничего. Хочу сидеть в лучах солнца и наслаждаться жизнью, ничего не делать. Это связано с моей жизненной позицией, отразившейся и в моих пьесах 90-х годов — полное нежелание пребывать в Против Театра. Пшик «новой драматургии»Театр мне принципиально не нравится. Почему я люблю Бориса Юхананова, например? Потому что он против театра. Он против театра, который состоит из лжи. Официальный театр как институция построен на ложных законах, все это — ложь. Это такой заговор — мы искусство показываем, делая вид, что мы художники, а зрители делают вид, что они зрители. Прожив В Европе ставят классику или пьесы молодых драматургов. Последнее время разгорелась мода на новую драматургию, в становлении которой участвовал и Томас со своим проектом — существует молодая драматургия и ее нужно поддерживать. Но «современная драматургия», «новая драма», «нью райтинг» — это общественное явление, появившееся потому, что пришло время молодого театра и молодой драматургии. Томас своим активным, спортивным театром доказал, что есть молодые люди, и не нужно больше Петера Штайна с его академическим театром, который уже почти ушел. Европейские театры обречены ставить своих молодых новых драматургов, которых на самом деле с позиции качества не так и много, может быть, Новая драматургия — это, скорее, комментарий к действительности. Нужно говорить о Борис Юхананов. Честная играБорис Юхананов в «Големах» очень честно рассказывает о себе, эта позиция мне близка. Люди, которые ставят пьесы, про Иногда, когда я прихожу в театр, на сцене Когда я посмотрел Големов (всех), я сразу сказал, что это — подвиг. На самом деле то, как Юхананов живет и показывает свою жизнь, — это подвиг. Он постоянно задает себе вопрос, а вот то, что я только что сказал — это истинно или нет? И тут же опровергает сам себя, и ставит под сомнение предлагаемые нам истины. То есть он постоянно находится в опасном для своего сознания движении, подвергая все сомнениям. Он — не спящий. А это спящее — оно везде сейчас. Вот эта жизнь, эти деньги, эти кафе, в которых мы сидим, это же все так — шелуха. Юхананов сомневается во всех культурных ценностях, в которых мы засиделись, застоялись, которые воспринимаем теперь, как истинны, когда на самом деле это все фальшивки. Причем он об этом говорит серьезно, не Бегство от реальности. «Сменить форму»Я не очень уверен в том, что эта реальность — реальна. Это мое глубокое убеждение. Я хожу по городу и понимаю, что я инопланетянин, причем я знаю, что так себя чувствует каждый, кто идет по этому городу — проблема только в том, как он с этим Но убегать от этой реальности нужно так, чтобы больше не возвращаться, а большинство людей в своем способе бегства, на самом деле возвращаются к этой же выдуманной действительности, просто немножко задекорированной иллюзиями. Кубрик в последние годы, по рассказам Спилберга, говорил: «Я хочу сменить форму». Как ни странно, такими словами началась одна из моих пьес «Жизнь как пример», которую я в Португалии ставил. Герой так и говорит: «Я хочу сменить форму». Когда я писал о том, что хочу сменить форму, я не знал контекста Кубрика, но я его очень понимаю. Я тоже хочу сменить форму, но что это, я сам не знаю. Подобные желания связаны с душой каждого человека, ему тесно в теле, он здесь пришелец. Я не верю, что мы родились как животные и как животные умрем, для меня эта тема совершенно закрытая. Масштаб древних текстов и утерянное знаниеШекспир, Мольер и другие великие авторы имеют такой масштаб, который современные люди не могут охватить. Недавно я ставил в Португалии их национальную классику — Камоеса, очень трудная вещь, громадный эпос начала португальской литературы. В этом произведении важно прочувствовать, насколько красивой может быть поэзия и человеческая мысль, выраженная в стихах. Когда я говорю «человеческая мысль», то имею в виду нечто высокое, связанное с природой человека и Вселенной. В этом тексте есть мифологические пассажи страниц на 200, обычно их пропускают, потому, что они к основной сюжетной линии не относятся. Это тексты о титанах, о героях, о сотворении мира, где раскрывается тайное знание. Это очень глубокий рассказ, но на таком уровне современный человек вообще не мыслит, эти вопросы для него закрыты. Существует определенное знание, которое миром было утрачено. Оно для посвященных, для тех, кто способен прийти к основным вопросам человечества. Если театр или искусство рассматривать с точки зрения профессионализма, то это А если понимать искусство как один из путей, то тогда мир меняется. Можно ведь сапоги шить, и просветлится, а можно всю жизнь проиграть абсолютнейшую ложь в столичном театре — и тебя потом никто и не вспомнит даже. Решиться — значить быть посвященным. Каждый человек, будучи ребенком, воспринимает мир как бесконечное существование, совершенно фантастическое по своей красоте. Потом человек попадает в социальный мир, в его жесткие рамки: школа, институт, работа — и начинается ломка. Нас всех ломают, никто не уходит от этого молоха, но потом у тебя появляется выбор: соглашаться с этим или нет. Португалия и СредиземноморьеЯ в Португалии уже четыре года работаю с одним театром, который находится возле города Порто. Город называется Брага. Театром руководит совершенный подвижник, который уже много лет занимается альтернативным театром внутри государственных структур, находя на это деньги. Они в свое время поставили «Из жизни Комикадзе», и нашли меня в Германии, потом пригласили. Оказавшись там, я увидел другую реальность, это похоже на путешествие во времени. Это католическая страна. Очень громкие люди, маленькие люди, с множеством телесных подробностей, закоренелые в средних веках. Специально для этого театра я даже написал пьесу, потому что там люди меня любили, там солнце, океан. Это все похоже на маркесовский магический реализм, и это мне очень близко, потому что я вырос на море, я вырос в Севастополе. Для меня мир абсолютно магичен, потому что я видел море, видел солнце, видел как солнце, шипя, исчезает — материя плавится на твоих глазах. У Камю есть любопытное эссе, называется «Средиземноморский миф». В нем он рассказывает о людях, которые выросли возле морей. Камю сам вырос в Алжире, и на себе прочувствовал, что такой человек рано взрослеет, потому что он рано понимает трагичность жизни не на уровне мысли, а на уровне мироощущений, постоянно наблюдая за стихиями, элементами этого мира. Мир для него превращается в некую фантастическую плазму, которая течет, меняется, переливается. Я не рос в Рынок и МиропорядокЯ захожу в книжный магазин «Дом книги» — и у меня возникает только ощущение ненависти. Вся эта печатная продукция вызывает у меня только отвращение. Почему там, посреди всего этого магазина, не может лежать только одна книга, но необходимая? Если мы хотя бы одну книгу прочтем |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке