|
Текст Марыси Никитюк
Одним из первых, кто востал против тонкости и эстетизма отживающего ХІХ века, был странноватый, закомплексованный человек, ростом метр шестьдесят один, с маниакальным стремлением к самоликвидации. Он предвосхитил дадаизм, сюрреализм и театр абсурда, планомерно превращая свою жизнь в непрекращающийся перформанс. А хотел он признания и всеобщей любви — У каждого творца есть свой герой, прототипом которому является он сам, этот герой обычно служит убежищем для автора. Жарри же наоборот не прятался за персонажем, а 11 лет пытался срастись с тем, кто обеспечил ему литературную экзилию (с Папашей Убю), в конце концов, у мягкого, избалованного материнским воспитанием, провинциального мальчика появляются дикие манеры, ровный и слегка идиотский пробор, удивительно параноидальная тяга пить и оригинальная подборка чудачеств. Вундеркинд Реннского лицея, в котором не одно поколение лицеистов издевалось над учителем физики Феликсом Эбером (Папаша Эбэ, позже король Убю), в Париже не поступил ни в одну из высших школ. Он так на всю жизнь и остался бакалавром, не сумев даже дойти до устного экзамена в Высшую Нормальную школу, он провалил все. В последующие 1892 и 1893 годы он четко продолжает штурмовать неподдавшееся заведение. Жарри работает журналистом, в одном из журналов публикует первую прозу «Гиньоль», получает за нее премию, пишет философское эссе «Быть и жить». Жарри был введен в круг французских символистов, которые толпились вокруг «Меркюр де Франс» Реми де Гурмоном, который предложил Жарри совместно издавать Не успел Альфред Жарри сделать первые успехы, как пришлось нести долг перед отечеством. Жарри надо было отбыть на службе 4 года. Альфреда, считай, воспитала мать, страшная женщина, классически глупая, озабоченная нарядами милая болтушка Каролина Жарри. Когда малышу Его комиссовали через 13 месяцев «Король Убю» состоит из трех частей: « «Убю или поляки» это абсурдное и смешное, полное жестокости, произведение. Бурлеск. Это коллективная лицейная сатира, где размахивающий ершиком от унитаза омерзительный, склонный к афористичности, грубиян Папаша Убю сначала захватывает бразды правления в Польше («а точнее нигде»). А потом воюет со всем русским войском на чахлой полуголодной лошаденке. Две же последующих части являются оригинальными произведениями Жарри. Вторая часть — пародия на сытую, бесящуюся с жиру Францию, «страну свободных людей». Свобода возводится в абсурд, она двыражается даже в обязаности мыслить иначе, делать то, чего не делают другие. Например, трое свободных людей под началом командующего Пипиду проходят муштру свободных людей, они должны действовать противоположным командам образом. В этой стране Папаша Убю, бывший король Арагонский и Польский, а нынче член ордена иезуитов решает зарабатывать на жизнь своими руками, то есть стать принудительным рабом. Папаша Убю и Мамаша Убю попадают в тюрьму, где устраиваются очень даже неплохо. Английский лорд, проезжая мимо, решает, что тюрьма — это дворец и ожидает Папашу с Мамашей, чтобы дать королевской чете чаевых. В конце концов, свободные люди теряют терпение и решают сами устроиться хорошо в тюрьме и на галерах, вместо Папаши Убю и его прихвостней. Совершается прелюбопытнейшая погоня, абсурдная и витиеватая. Даже султан, на чьи галеры так спешат и заключенные и свободные люди, признает, что Папаша Убю его потерянный брат, но просит об этом молчать, ведь тогда придет конец его царствию. На допремьерный показ собрался, как говорится, весь Париж. И весь Париж недоумевал — сначала он похихикивал себе под нос, но в третьем акте Жорж Куртелин, именитый драматург, вскочил со своего места, как бы давая публике знак, что терпеть этого хамства дальше нельзя. Начинается 15-минутное бушевание зала. Альбэр Буасьер сказал после премьеры то, о чем еще не осмеливались говорить вслух: «Это самое прекрасное выражение искусства с того момента, как искусства больше нет!» На традицию сделано первое покушение. Дадаисты со своим сакраментальным ДАДА появятся только через 20 лет, немного позже или раньше фовисты, авангардисты, футуристы, кубисты, сюрреалисты и прочий зубастый модерн. А вот Жарри оказался сам, во времена, когда прекрасное испускало последние вздохи. Позже именно дадаисты назовут его своим прародителем. Йейтс говорил об исторической премьере так: «Мы кричали, поддерживали пьесу, однако сегодня ночью, в отеле Корнель мне очень грустно… я говорю… после Стефана Маларме, после Поля Верлена, после Гюстава Моро, после Пюви де Саванна, после нашей поэзии, после всей тонкости наших красок, нашей чуткости к ритму… что еще остается? После нас — одичалый бог». «Одичалый бог» натянул на себя маску человека, с тяжелыми психическими отклонениями, его посттравматический синдром выражался в стрельбе по людям. Гийом Аполлинер вспоминает, что в первую ночь их знакомства к ним подошел мужчина и спросил, как пройти на улицу Плезанс. Жарри вытянул револьвер, приказал незнакомцу отойти на шесть шагов и только после этого дал ему разъяснения. Самым занятным в этой достаточно трагифарсовой истории есть то, что уже вначале ХІХ века литература примудряется выйти за рамки страниц и обложек, она творится Альфредом Жарри ежесекундно в режиме реального времени, в формате собственной жизни. Он превратил себя в книгу черного юмора, резких эскапад и прочих неадекватностей.
Жарри вообще не любил женщин, никаких (ну разве что писательницу Рашильд, с ней он дружил и уважал ее ум). Что же пряталось за маской Папаши Убю? Гиперчувствительность или банальная пустота? Вся его жизнь после Убю — это поза обиженного ребенка, или это комплекс После неудачной попытки завоевать французский творческий бомонд у Жарри появились мазохистские наклонности из жалости к себе. Для этого он делал все и часто:
Гийому Аполлинеру Жарри говорил, что на голодный желудок пьет стакан абсента на половину с уксусом, добавляя каплю чернил — это будто бы улучшало его пищеварение. Альфред Жарри придумывает науку патафизику о потенциальности возможного, ставит мир перед существованием катахимии (науке загадочной, но очень нужной). Патафизика подразумевает, что мнимые решения образно наполняют контуры предметов потенциальными для них свойствами. Почти все герои Альфреда Жарри имеют степень Доктора Патафизики, впрочем, как и сам автор. Основы этой великой науки Жарри выкладывает в «Суждениях и деяниях Доктора Фаустроля» — роман сложный, написан скорее для герменевтов, ну и для гурманов от литературы. Для этого романа Жарри так и не найдет издателя, к 1888 году с ним порывает и Жарри ловит рыбу в Сене, тешит окружающих тем, что выныривает с ней в зубах, живет в деревне, спасаясь от города и голода, проспиртовывает себя с прогрессирующим успехом. Альфред — человек револьвер, он везде со своей пушкой. Он отстреливает пауков в доме, чтобы не задевать паутины, лежа на кровати, периодически стреляет в людей, которые ему не нравятся. Одного персонажа он постоянно пытался застрелить, аргументируя тем, что во время знакомства тот предложил ему безобразие. На похороны Маларме Альфред Жарри приходит в комнатных тапочках и только на само погребение переодевает туфли канареечного цвета на каблуках, которые принадлежали Рашильд. А вот запачканные штаны переодеть отказался, уверив всех, что дома у него есть еще грязнее. В ноябре 1901 года Жарри заканчивает работу над пестрым, парадоксальным и глубокомысленым романом (на этот раз даже понятным) — «Суперсамец». Это произведение посоветовала ему написать Рашильд, чтобы хоть немного подправить его материальное положение, ведь работы Альфреда Жарри не были популярными, они были рассчитаны на высоколобых интеллектуалов, лишены объяснений, намеков, зато полны реминисценций (зачастую из редких книг), аллюзий даже на картины (Боннара, Гогена). Но вот «Суперсамца» Жарри писал для публики и для денег, но все равно коммерческой эта книга не получилась (если, конечно, не брать в счет центральную тему секса). Лейтмотив — сверхвозможности человека, которые уничтожаются непониманием и среднестатистичностью, потому что «Это абсурдно!» «Любовный акт лишен Следующие шесть лет Жарри последовательно много пьет и практически не ест. На него давят рокочущим грузом долги, он застряет в городской квартирке, где возле кровати стоит велосипед, и на вопрос, зачем он там, Жарри, не задумываясь, отвечает: «Чтобы кататься по комнате». В конце жизни Жарри пьет уже эфир. В больнице, куда его почти что насильно устроила Рашильд и Валет, он скажет голосом Папаши Убю: «А ведь нам становится все лучше и лучше» — и умрет. За гробом 3 ноября 1907 года будут идти максимум пятьдесят человек, и никто не будет плакать, поскольку, по словам Гийома Аполлинера, есть «умершие, которых оплакивают бес слез». |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке