Промзоны20 октября 2008

Текст Марыси Никитюк

Земли — олигархам, фабрики — творцам

Завод в подарок:

Освоение промышленных объектов различными творческими коллективами — сегодня одна из самых модных тенденций мирового искусства, в том числе и театрального. Оказалось, что промышленный кризис 70-х годов принес искусству самые сказочные территории, которые только можно было представить. Вместо зеленых небес, и синей травы, лужаек с единорогами и баварских замков, где давно уже квартируются пятизвездочные отели, промышленный кризис подарил художнику ЗАВОД.

Вот представьте себе: в респектабельном центре или на окраине мегаполиса среди маргинальных выжженных пустырей стоит бывший утюжный завод — и там никого нет. Стены внутри обрисованы сатанинским молодняком, с высоченных потолков свисают развороченные кишки бывшей вентиляционной системы. Или другой образ: заброшенный элеватор и несколько гектар бесхозной территории. Или заброшенный маяк. И там живет приведение еще первого смотрителя, а в полночь маяк неведомо как посылает несколько коротких сигналов в черные пучины моря. В подобных помещениях можно делать все, что угодно, идея такова: эти здания отдаются как экспериментальные площадки под различные виды искусств. Называется это так — капитализировать имущество по средствам искусства — дешево и сердито, еще это можно назвать — развитием территории.

Схема:

Есть захудалый район, где стоит беззубый, с выколотыми глазами завод, он достался какому-нибудь чинуши. И представим, что у чинуши нет таких денег, чтобы сразу застроить здесь офисы, либо же кризис в стране и чинуши не выгодно вообще какие-то телодвижения финансовые совершать. Но территория простаивает и приносит убытки. В Европе нашли решение: территория отдается творцам, которые на огромных площадях устраивают Центры Современного Искусства.

Для этого нужно провести свет и отопление — хоть и дорого, но обогревать какой-нибудь бывший завод макарон под Киевом все же дешевле, чем строить сверкающие офисы, к тому же имущество работает, капитализируется. На этой территории поселяются много мелких и крупных компаний: школы контемпорери танца, театральные инициативы, кружки, выставочные пространства и т.д. Это ново, необычно и пресекает какой бы то ни было пафос, никакого блеска золоченных бутафорий — только неприкрытая свобода. Демократичность таких площадок — высока, их потенциал — еще выше.

Киевский Арсенал:

Оказывается, не нужно строить очередной дорогой и пафосный театр, достаточно освоить историческое промышленное здание. Например, Арсенал в центре Киева, где проходил и, как обещают, будет проходить ГогольФест. Прекрасны его невротические нервюры, гонящие массивные колоны в холодную ввысь, а еще есть второй этаж! Да, над помещеньем, в котором проходил ГогольФест, есть еще и второй этаж, и заднее крыло, и маленькие тупиковые пространства на вторых этажах, и сказочные ступеньки, начинающиеся первыми двумя пролетами с советским размахом и сужающиеся к верху винтовой лестницы, намекая на существование потаенной комнаты Гарри Потера. Потенциально это одно из самых прекрасных культурных мест Киева.

Самое простое, что можно придумать в подобных помещениях — это поставить сцену и играть спектакль, более раскованно, нежели в шелках и бархатах всяких национальных театров. Но гораздо интересней импровизировать, как сделала, например, группа ДЕРЕВО, буквально экспромтом поставив спектакль в том пространстве, которое его же и навеяло, родив постановку из солнечного сплетения территории.

Динамичный дизайн. Новые территории спектакля:

Само пространство промзон уводит от стандартной режиссуры к динамичному дизайну. Можно в старое, покрытое бетонной пылью помещение, напустить тысячи фиолетовых бабочек, посыпав их сверху золотой пыльцой и подсветив несколькими прожекторами. И чтобы на фоне играла скрипка и монотонно лилась вода, а вдоль стен ходили мрачные ходулисты в черном, подчеркивая призрачность и недолговечность мира бабочек, застывших в золотой пыльце.

Это всего лишь набросок в моем воображении, но, сколько возможностей открывается для творца в подобных пространствах. Здесь режиссер больше не скован необходимостью, втискивать на одну площадку десятки мест, больше нет условности, нет нужды хронологию событий определять поднятием занавеса. В симфонических перформансах Кирилла Серебренникова на «Винзаводе», зрителя водят провожатые по сумрачным и трагичным мирам, объединяя и время происходящих событий, и восприятие их различными героями.

Более того, половину зрителей можно повести в одно место, другую половину в другое — и показывать им разные спектакли или разные части спектакля, например, его окончания. Классический вариант вебстраницы, где вы, возможно, еще не сами себе навигаторы, но уже одновременно и параллельно получаете вдвое больше информации. Обычно публику делят по самому простому и однозначному принципу, например на женщин и мужчин. Вы женщина — вам налево смотреть плохой конец, а мужчинам — направо — смотреть позитивное окончание. Это больше не спектакль-картинка, теперь мы можем говорить о спектаклях-трипах, приключениях в заданной теме/атмосфере.

Такие пространства преимущественно рассчитаны на создание пресловутой интермедиальности в театре: синтез всех видов искусств и разных видов медиа (от бегущей строки интернет-новостей до онлайн-видео). В перформансах Серебренникова, в «Стене», в эпизоде «Мать и Сын», игра актера обращена к видео изображением актрисы, которую в эту секунду снимают в соседнем туннеле. Она пытается обнять сырую стену, на которой проектируются его воспаленный болезненный взгляд. Глядя прямо в камеру, она посылает ему четкий волнующийся взгляд, туда, сквозь бетон, по кабелям.

Выживать вместе:

Я считаю, что если эти территории грамотно использовать, то мы можем попасть в подлинное измерение сказки. Хотя в основном на таких площадках ставят примитивную ерунду: дешевая аренда, непретенциозное помещение, рваные джинсы, несколько трюков, а в конце, например, вылить себе на голову побольше краски — дешево и сердито. Отгонять от этих территорий подобные коллективчики нет смысла, ибо совокупность всего «под небесами», в данном случае, под одной заводской крышей создает возможность выжить целому объекту.

Один театр, сам по себе, без серьезной финансовой поддержки, не в состоянии окупиться, ему либо надо ориентироваться на публику и заманивать чем-то вроде: «Сегодня спектакль с Гошей Куценко», либо гордо создавать независимое искусство на меценатские деньги. А если под одной крышей есть театрики, танцевальные площадки и коллективы, выставочное помещение, музыкальный класс, постоянные мастер-классы и воркшопы — шансы выжить у каждого, притащив свою аудиторию, резко возрастают.

Негативный опыт зарубежных промцентров:

Есть, правда, во всей заманчивости промзон и непривлекательная сторона. Во-первых, рынок офисов. В Украине он далек от насыщения, и чуду «Арсенала» мы обязаны, как ни странно, нашему Президенту. Если бы не его личная амбиция — иметь подобие этнографического музея в помещении Арсенала, только пыль бы летела от новостроек напротив Лавры, и, стеклянным взором поглядывал бы офисный комплекс, шутки ли, один из самых привлекательных районов города? В Москве, например, рынок офисов немножко насытился и появился дееспособный мощный «Винзавод», фабрика «Красный октябрь», «Гараж», открывшийся совсем недавно возле станции метро Менделеевская.

Украина пока от российского положения вещей далека, от Европейского — еще дальше. Хотя это все сказки, что везде эти территории отдаются запросто и легко, часто с боем, нередко самозахватом художниками промцентров.

И вот мы подходим ко второй проблеме. Когда художники развивают район до высокого уровня, вокруг разворачиваются деньги, появляются ресторанчики и всякий мелкий сервисный бизнес. Окраина города вдруг становится престижным местом, здесь больше не шляются хулиганы, а прогуливаются глянцевые гомосексуалисты со шпицами на бархатных поводках, и техно-бабы расцветают пестрыми одеждами, вливая в капилляры района килограммы кокаина, здесь становится модно и престижно жить. И вскоре эти недавно появившийся капитал вытесняет художников с нажитых мест. Можно ли этого избежать? Бояться этого в Украине вообще не стоит, у нас нужно бояться того, что эти прекрасные инициативы умрут, так и не успев капитализироваться и наполнить близлежащие улицы бомондным коксом.

В мире, в Москве особенно, где рынок недвижимости и финансы очень агрессивны, если завод принадлежит творцам, то, скорее всего, это неудачные проекты с точки зрения администрирования, но выгнать их могут исключительно рейдерством. Если подписываются контракты с владельцами-чинушами, то по окончанию договора он может его не продолжить. Пример прекрасной инициативы в Москве — «Артплей» -закончился именно этим. Конечно, сейчас возле «Винзавода» строиться «Артплей-2», но тенденция вытеснения художников из капитализированных ими мест в Москве да и в Европе довольно тревожная. Подобное вытеснение происходит, безусловно, не только в Москве, а и в районах Сохо, тоже было и с Восточным Берлином, после того как его капитализировали творцы после падения Стены.

Одна из сложнейших проблем — освоение этих промзон. Обычно эти монстры, фабрики, заводы, ангары, подвалы являются частью исторического ландшафта города, и находятся около жилых районов города. Современный художник существо радикальное, часто эпатажное, шумное, агрессивное. Капитал на чьи деньги развивается это пространство, понятное дело, хочет себе ручных «доберманов» — чтобы красиво, стильно и поднимало имидж. Творцы со своей стороны хотят свободы, и нужно искать компромисс, компромисс с деньгами, с властью города, и с жильцами района. Приезд в Гурзуф этим летом группы контемппорери художников с проектом «Трансформация времени» закончился протестом местных жителей, им то в своем Гурзуфе глубоко начхать, что контемпорери-рисунок — это модно и стильно.

Один из самых ярких и показательных выставочных проектов в бывшей промзоне в России — это выставка, организованная галерей Марата Гельмана «Русская бедная» в бывшем речном вокзале Перми. А знаменитый Лондонский Музей современного искусства Tate Modern, расположен в громадном доке на Темзе.

Центры Современных искусств в промзонах:

Центр Творческих индустрий Проект_FАБKA (Москва, Росия)

С 2004 года по инициативе руководства Фабрики технических бумаг «Октябрь» часть производственных территорий была отдана молодым творческим проектам. Пример мирного сосуществования искусства, бизнеса и работающей промышленности.

Ассоциация Trans Europe Halles Network

Trans Europe Halles Network — международная ассоциация независимых центров культуры и искусства. Была основана в 1983 году, сегодня насчитывает 47 участников. Сеть поддерживает альтернативные модели артистического и художественного выражения и предоставляет пространство для новых творческих инициатив.

Mains d’Oeuvres (Сант-Уан, Франция)

Культурный центр, который был создан в 1999 году в здании бывшего завода Valeo, производящего автомобильные запчасти в Сант-Уане, пригороде Париже. Центр был создан для исследования в области актуального искусства и современного общества. Mains d’ Oeuvres, как площадка, предоставляет техническую базу, осуществляет логистику и профессиональную менеджерскую поддержку.

MELKWEG (Амстердам, Нидерланды)

MELKWEG (Молочный путь) — одна из наиболее известных мультидисциплинарных площадок в Нидерландах. Некоммерческая организация, которая была основана в 1970 году, когда Голландская Театральная труппа открыла заброшенную молочную фабрику в центре Амтсердама. В течении 70-х центру удалось привлечь на собственную площадку новое поколение музыкантов, актеров, танцовщиков и режиссеров. MELKWEG является постоянной площадкой крупнейших фестивалей Амстердама.

The Arts Printing House (Вильнюс, Литва)

The Arts Printing House расположен в старой части Вильнюса, в помещение бывшей книгопечатной фабрики. Деятельность центра, официально открывшегося с 2002 года, направлена на создание первого в Литве доступного пространства для негосударственных организаций культуры и краткосрочных проектов в области кино, исполнительского искусства и современного танца.

Винзавод (Москва, Россия)

ВИНЗАВОД — комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в районе Сыромятников (в пяти минутах от ст. метро «Курская»). Сформированный по принципу «арт-кластера», центр современного искусства ВИНЗАВОД концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни. Здесь располагаются: 3 крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, и Ателье № 2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников.

Лаборатория Современного искусства «Бурса» и Галерея «Лавра» (Киев, Украина)

Галерея «Лавра» расположена напротив Гогольфестовского здания «Арсенал», на улице Ивана Мазепы 17. Когда-то в 2000-х здесь ставил один из лучших киевских режиссеров Дмитрий Богомазов. Потом его от туда попросили и вот сейчас не очень большой, но все-таки потенциально мощный объект постараются снова обжить посредством искусства. «Бурса» официально открылась 16 октября 2008 года, и объявила, о том, что здесь будет происходить масса разножанровых синтетических событий: концерты, выставки, спектакли. Кстати, Богомазову будет дана возможность снова осваивать эти территории, чего мы искренне желаем, и чтобы его премьеры в Киеве выходили чаще, чем раз в год, тоже ждем.

По материалам международной конференции «Фабрика воображения», проходившей в Москве с 9 по 12 октября 2008 года


Другие статьи из этого раздела
  • Хороший критик — смирный критик

    Одно из самых распространенных отечественных заблуждений: нынешняя театральная критика стала слишком острой, наглой, временами прямо-таки хамской. То ли дело критика прежних лет. Вот тогда были мыслители, а не щелкоперы. Они пытались вникнуть в замысел художника, они вели с ним уважительный разговор, они помогали ему понять самого себя. Для них искусство (и художник) было свято, для нынешних — ничего святого нет
  • «Тиждень актуальної п’єси». Конкурс

    «Тиждень актуальної п’єси» оголошує про відкриття драматургічного конкурс для українських драматургів. Свої нові п’єси та короткі автобіографії можна присилати на адресу конкурсу ukrainplay@gmail.com до 1 жовтня 2011-го року. П’єси будуть розглянуті експертною колегією, до 5 жовтня буде сформовано список п’єс, які будуть рекомендовані молодим режисерам для підготовки читок. Фестиваль «Тиждень актуальної п’єси» проходитиме вдруге (проект стартував в травні 20011-го року під назвою «Тиждень української актуальної п’єси») з 22-го по 29 жовтня в театрах Києва.
  • Дмитрий Богомазов: «Быть живым сегодня – уже героизм»

    Режиссер, поставивший рекордное для Украины количество спектаклей по Шекспиру о Гамлете, его авторе и «героическом» в современном театре
  • Ольга Лукьяненко: «Я — режиссер своей роли!»

    Понимание того, что я — актриса, пришло ко мне только на первом курсе университета. Именно тогда я поняла, что хочу посвятить актерской профессии свою жизнь. А в детстве я просто переиграла всех девчонок из фильма «А зори здесь тихие
  • Михаил Мессерер. Балетных дел мастер

    Постановку балета «Класс-концерт» в Национальной опере Украины осуществил Михаил Мессерер — представитель знаменитой балетной династии. Племянник легендарного хореографа и педагога Асафа Мессерера, сын солистки Большого театра Суламифи Мессерер и двоюродный брат знаменитой балерины Майи Плисецкой Михаил Мессерер — самый известный балетный педагог в мире

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?