Самое популярное«Неделя актуальной пьесы». Киев, 2011 ВидеодайджестЛесь Курбас: Розумний Арлекін ![]() ![]() |
Промзоны20 октября 2008Текст Марыси Никитюк
Завод в подарок:Освоение промышленных объектов различными творческими коллективами — сегодня одна из самых модных тенденций мирового искусства, в том числе и театрального. Оказалось, что промышленный кризис 70-х годов принес искусству самые сказочные территории, которые только можно было представить. Вместо зеленых небес, и синей травы, лужаек с единорогами и баварских замков, где давно уже квартируются пятизвездочные отели, промышленный кризис подарил художнику ЗАВОД. Вот представьте себе: в респектабельном центре или на окраине мегаполиса среди маргинальных выжженных пустырей стоит бывший утюжный завод — и там никого нет. Стены внутри обрисованы сатанинским молодняком, с высоченных потолков свисают развороченные кишки бывшей вентиляционной системы. Или другой образ: заброшенный элеватор и несколько гектар бесхозной территории. Или заброшенный маяк. И там живет приведение еще первого смотрителя, а в полночь маяк неведомо как посылает несколько коротких сигналов в черные пучины моря. В подобных помещениях можно делать все, что угодно, идея такова: эти здания отдаются как экспериментальные площадки под различные виды искусств. Называется это так — капитализировать имущество по средствам искусства — дешево и сердито, еще это можно назвать — развитием территории. Схема:Есть захудалый район, где стоит беззубый, с выколотыми глазами завод, он достался Для этого нужно провести свет и отопление — хоть и дорого, но обогревать Киевский Арсенал:Оказывается, не нужно строить очередной дорогой и пафосный театр, достаточно освоить историческое промышленное здание. Например, Арсенал в центре Киева, где проходил и, как обещают, будет проходить ГогольФест. Прекрасны его невротические нервюры, гонящие массивные колоны в холодную ввысь, а еще есть второй этаж! Да, над помещеньем, в котором проходил ГогольФест, есть еще и второй этаж, и заднее крыло, и маленькие тупиковые пространства на вторых этажах, и сказочные ступеньки, начинающиеся первыми двумя пролетами с советским размахом и сужающиеся к верху винтовой лестницы, намекая на существование потаенной комнаты Гарри Потера. Потенциально это одно из самых прекрасных культурных мест Киева. Самое простое, что можно придумать в подобных помещениях — это поставить сцену и играть спектакль, более раскованно, нежели в шелках и бархатах всяких национальных театров. Но гораздо интересней импровизировать, как сделала, например, группа ДЕРЕВО, буквально экспромтом поставив спектакль в том пространстве, которое его же и навеяло, родив постановку из солнечного сплетения территории. Динамичный дизайн. Новые территории спектакля:Само пространство промзон уводит от стандартной режиссуры к динамичному дизайну. Можно в старое, покрытое бетонной пылью помещение, напустить тысячи фиолетовых бабочек, посыпав их сверху золотой пыльцой и подсветив несколькими прожекторами. И чтобы на фоне играла скрипка и монотонно лилась вода, а вдоль стен ходили мрачные ходулисты в черном, подчеркивая призрачность и недолговечность мира бабочек, застывших в золотой пыльце. Это всего лишь набросок в моем воображении, но, сколько возможностей открывается для творца в подобных пространствах. Здесь режиссер больше не скован необходимостью, втискивать на одну площадку десятки мест, больше нет условности, нет нужды хронологию событий определять поднятием занавеса. В симфонических перформансах Кирилла Серебренникова на «Винзаводе», зрителя водят провожатые по сумрачным и трагичным мирам, объединяя и время происходящих событий, и восприятие их различными героями. Более того, половину зрителей можно повести в одно место, другую половину в другое — и показывать им разные спектакли или разные части спектакля, например, его окончания. Классический вариант вебстраницы, где вы, возможно, еще не сами себе навигаторы, но уже одновременно и параллельно получаете вдвое больше информации. Обычно публику делят по самому простому и однозначному принципу, например на женщин и мужчин. Вы женщина — вам налево смотреть плохой конец, а мужчинам — направо — смотреть позитивное окончание. Это больше не Такие пространства преимущественно рассчитаны на создание пресловутой интермедиальности в театре: синтез всех видов искусств и разных видов медиа (от бегущей строки Выживать вместе:Я считаю, что если эти территории грамотно использовать, то мы можем попасть в подлинное измерение сказки. Хотя в основном на таких площадках ставят примитивную ерунду: дешевая аренда, непретенциозное помещение, рваные джинсы, несколько трюков, а в конце, например, вылить себе на голову побольше краски — дешево и сердито. Отгонять от этих территорий подобные коллективчики нет смысла, ибо совокупность всего «под небесами», в данном случае, под одной заводской крышей создает возможность выжить целому объекту. Один театр, сам по себе, без серьезной финансовой поддержки, не в состоянии окупиться, ему либо надо ориентироваться на публику и заманивать Негативный опыт зарубежных промцентров:Есть, правда, во всей заманчивости промзон и непривлекательная сторона. Украина пока от российского положения вещей далека, от Европейского — еще дальше. Хотя это все сказки, что везде эти территории отдаются запросто и легко, часто с боем, нередко самозахватом художниками промцентров. И вот мы подходим ко второй проблеме. Когда художники развивают район до высокого уровня, вокруг разворачиваются деньги, появляются ресторанчики и всякий мелкий сервисный бизнес. Окраина города вдруг становится престижным местом, здесь больше не шляются хулиганы, а прогуливаются глянцевые гомосексуалисты со шпицами на бархатных поводках, и В мире, в Москве особенно, где рынок недвижимости и финансы очень агрессивны, если завод принадлежит творцам, то, скорее всего, это неудачные проекты с точки зрения администрирования, но выгнать их могут исключительно рейдерством. Если подписываются контракты с Одна из сложнейших проблем — освоение этих промзон. Обычно эти монстры, фабрики, заводы, ангары, подвалы являются частью исторического ландшафта города, и находятся около жилых районов города. Современный художник существо радикальное, часто эпатажное, шумное, агрессивное. Капитал на чьи деньги развивается это пространство, понятное дело, хочет себе ручных «доберманов» — чтобы красиво, стильно и поднимало имидж. Творцы со своей стороны хотят свободы, и нужно искать компромисс, компромисс с деньгами, с властью города, и с жильцами района. Приезд в Гурзуф этим летом группы контемппорери художников с проектом «Трансформация времени» закончился протестом местных жителей, им то в своем Гурзуфе глубоко начхать, что
Центры Современных искусств в промзонах:— Центр Творческих индустрий Проект_FАБRИKA (Москва, Росия) С 2004 года по инициативе руководства Фабрики технических бумаг «Октябрь» часть производственных территорий была отдана молодым творческим проектам. Пример мирного сосуществования искусства, бизнеса и работающей промышленности. — Ассоциация Trans Europe Halles Network Trans Europe Halles Network — международная ассоциация независимых центров культуры и искусства. Была основана в 1983 году, сегодня насчитывает 47 участников. Сеть поддерживает альтернативные модели артистического и художественного выражения и предоставляет пространство для новых творческих инициатив. — Mains d’Oeuvres ( Культурный центр, который был создан в 1999 году в здании бывшего завода Valeo, производящего автомобильные запчасти в — MELKWEG (Амстердам, Нидерланды) MELKWEG (Молочный путь) — одна из наиболее известных мультидисциплинарных площадок в Нидерландах. Некоммерческая организация, которая была основана в 1970 году, когда Голландская Театральная труппа открыла заброшенную молочную фабрику в центре Амтсердама. В течении 70-х центру удалось привлечь на собственную площадку новое поколение музыкантов, актеров, танцовщиков и режиссеров. MELKWEG является постоянной площадкой крупнейших фестивалей Амстердама. — The Arts Printing House (Вильнюс, Литва) The Arts Printing House расположен в старой части Вильнюса, в помещение бывшей книгопечатной фабрики. Деятельность центра, официально открывшегося с 2002 года, направлена на создание первого в Литве доступного пространства для негосударственных организаций культуры и краткосрочных проектов в области кино, исполнительского искусства и современного танца. — Винзавод (Москва, Россия) ВИНЗАВОД — комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в районе Сыромятников (в пяти минутах от ст. метро «Курская»). Сформированный по принципу « —Лаборатория Современного искусства «Бурса» и Галерея «Лавра» (Киев, Украина) Галерея «Лавра» расположена напротив Гогольфестовского здания «Арсенал», на улице Ивана Мазепы 17. По материалам международной конференции «Фабрика воображения», проходившей в Москве с 9 по 12 октября 2008 года |
2007–2025 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке