Дни Мейерхольда в Украине: Херсон — Киев09 февраля 2011

Текст Марыси Никитюк

9 февраля — День рождения выдающегося театрального деятеля, реформатора, практика и теоретика условного театра, гениального режиссера и актера Всеволода Мейерхольда. В Херсоне в местном Центре им. Мейерхольда вот уже третий год в день его рождения проходит фестиваль режиссерских дебютов «Лютий/Февраль».

Именно Херсон в свое время был прибежищем для молодого режиссера, который вынужден был уйти из Московского художественного театра весной 1902-го года из-за творчески-идеологических несогласий с Вл. И. Немировичем-Данченко. В Херсоне осенью 1902-го года Вс. Мейерхольд приехал с новосозданной «Труппой русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда», где начал самостоятельно ставить спектакли, параллельно играя в них. Подражая первоначально К. Станиславскому, Мейерхольд постепенно формирует свой уникальный режиссерский подчерк. Правда, проработав в Херсоне два года (1902–1903, 1903–1904 г.г.), он был крайне не удовлетворен городом, его провинциальной культурной атмосферой, ординарной публикой. Он скучал по Москве, мечтал о другой городской, интеллектуальной и идеологической плоскости, где он бы мог развиваться и рассчитывать на отклик. Мейерхольд искал подход к новой драме, к символистским пьесам М. Метерлинка, Г. Ибсена, А. Шницлера.

В Херсоне он первоначально поставил все пьесы Чехова, которого очень любил, и с которым вел дружескую переписку. Почти одновременно со Станиславским в Москве он поставил «Вишневый сад», несколько водевильного характера (это была далеко не блестящая его работа). На второй год работы Мейерхольд переименовал свою труппу в «Товарищество новой драмы», заявляя, фактически, о своем курсе на символистскую пьесу. Горький, Ибсен, Метерлинк, а также Гоголь, Островский, Грибоедов — в один сезон Мейерхольд поставил около 70-ти спектаклей. Ставил он быстро, энергично, но спектакли этого периода не заслуживают особого внимания, так как по большей части — подражательны. Мейерхольд только начинал искать свой собственный путь. Его первый херсонский сезон был более-менее удачным (он повторял репертуар МХТа), второй сезон, посвященный символистским пьесам, публика приняла с откровенным холодом.

Но, несмотря на некое взаимное неудовлетворение друг другом (режиссером и городом, режиссером и публикой), именно в Херсоне «родился» тот выдающийся Мейерхольд, который изменить историю театра. Здесь он начал внутренне спорить со Станиславским и начал искать подход к символистской драматургии, здесь он предугадал свое будущее увлечение темой шутовства и балагана (она несколько позднее отчетливо проступит в «Балаганчике» Блока, поставленном в Петербурге).

Всеволод Мейерхольд Всеволод Мейерхольд

Чтя память Всеволода Мейерхольда, 10 февраля в доме, где он жил, торжественно откроют мемориальную доску. Этим и начнется трехдневный фестиваль «Лютий/Февраль», который пройдет под названием «Мейерхольд у Мейерхольда». Такой каламбур вполне уместен, поскольку в этом году в центр им. Мейерхольда в Херсоне приедут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда и школы-студии при МХТ им. Чехова. А, кроме того, еще при жизни Мейерхольд руководил театром имени себя — ТИМ (театр им. Мейерольда).

В рамках фестиваля в Херсоне пройдет серия спектаклей, читок новых пьес, постановка немецкой пьесы современного драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» и блиц-спектакль по самой известной пьесе Анны Яблонской «Где-то и около». Пройдут также семинары и ворк-шопы.

На этом театральное шествие в память о Мейерхольде не останавливается, и спектакли режиссеров-дебютантов едут в Киев. Здесь 15 и 16 пройдут одновременные показы в «ДАХе» и Центре им. Леся Курбаса.

15-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль киргизского режиссера Шамиля Дыйканбаева «Наташина мечта» по нашумевшей в России пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Пьеса в двух действиях, или как сформулировано автором в двух песнях, нервно-хамский монолог детдомовской Наташи о ее мечте «любить». Спектакль Дыйканбаева номинировался на «Золотую маску».

«Наташина мечта» «Наташина мечта»

В Центре Леся Курбаса 15-го февраля покажут эстетский спектакль литовца Томаса Яшинскаса «Падение» по одноименной повести Альбера Камю. Философский монолог судьи о собственных профессиональных «грехах», исповедь юриста в зале театра.

16-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль украинского режиссера Андрея Майа «Я — Москвичка!», а в центре им. Леся Курбаса пройдет моноспетклакь азербайджанки Ирады Саййи «Чтоб тебя».

«Я — москвичка!» «Я — москвичка!»

17 и 18-го февраля в рамках чествования Мейерхольда в Институте им. Карпенко-Карого на Ярославом Валу, 40, пройдет два театральных круглых стола, посвященных проблемам театра в странах СНГ.

17-го в 12:00 в 1-ой аудитории круглый стол проведут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда: Шамиль Дыйканбаев (Кыргызстан), Томас Яшинскас (Литва), Ирада Саййа (Азербайджан), Ирина Кондрашова (Россия) и все желающие студенты университета. Магистранты расскажут об особенностях театра в своих странах и тенденциях его развития.

18-го там же и тогда же пройдет круглый стол при участии украинских театральных критиков и всех желающих под названием «Театральная критика: вопросы к театру и себе»; специальный гость — ведущих московский критик Павел Руднев. Приглашаются все желающие, вход на круглые столы свободный.


Другие статьи из этого раздела
  • Віталій Жежера: «Найбільша біда — самонеусвідомлення культури»

    Я суджу у нормальний «хуторянський» спосіб. Уяви собі хутір, як модель світу: чого там не вистачаэ?! Мудрій людині там все є: небо є, вода є, дерево є, земля є — досить. Власне кажучи, уважно вдивляючись у свій хутір, я можу і не знати європейського контексту, але я його вгадаю, відчую чого не вистачає для гармонії.
  • Сontemporary dance

    Марина Лымарь — перформер, хореограф и педагог contemporary dance. В Днепропетровске у Марины есть своя танцевальная школа, носящая название «Другие танцы», а также она является директором-продюсером международного фестиваля современного танца и перформанса «Свободный танец». Уже шестой год подряд совместно с посольствами разных стран в Украине Марина Лымарь организовывает фестиваль contemporary dance. Словосочитание это адекватней вскего не переводить дословно, а прибегнуть к общепринятому среди специалистов термену «театр танца». С тем, что такое «Театр танца» в Украине знакомы мало, об этом и о фестивале «Свободный танец» и рассказывает Марина Лымарь
  • Хореограф Эдвард Клюг о хорошем балете и правильной музыке

    Эдвард Клюг принадлежит к тому типу художников, которые чётко знают каким должно быть их творчество и поэтому не боятся идти вперёд. 16 лет назад, будучи премьером Словенского Национального театра в Мариборе и имея в запасе ещё достаточно времени для развития танцевальной карьеры, он решил, что быть танцовщиком для него уже недостаточно. Сегодня Эдвард Клюг является художественным руководителем Ballet Maribor, сотрудничает со знаменитой труппой Штутгартского Балета и нисколько не смущается соперничества с постановками Джона Ноймайера или Джерома Роббинса
  • Николай Халезин: в Украине есть темы, которые вышибаются из общественной дискуссии

    Руководители Белорусского «Свободного театра» Наталья Коляда и Николай Халезин на театральном шоукейсе в Киеве
  • Венсан Макень — новый французский эпатаж

    Вот уже несколько лет подряд Венсан Макень заливает самые модные французские сцены грязью. Но это не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. Кроме грязи он заливает их чаем, слюнями, кровью и прочими жидкостями природного и не только происхождения

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?