Дни Мейерхольда в Украине: Херсон — Киев09 февраля 2011
Текст Марыси Никитюк
9 февраля — День рождения выдающегося театрального деятеля, реформатора, практика и теоретика условного театра, гениального режиссера и актера Всеволода Мейерхольда. В Херсоне в местном Центре им. Мейерхольда вот уже третий год в день его рождения проходит фестиваль режиссерских дебютов «Лютий/Февраль».
Именно Херсон в свое время был прибежищем для молодого режиссера, который вынужден был уйти из Московского художественного театра весной 1902-го года из-за творчески-идеологических несогласий с Вл. И. Немировичем-Данченко. В Херсоне осенью 1902-го года Вс. Мейерхольд приехал с новосозданной «Труппой русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда», где начал самостоятельно ставить спектакли, параллельно играя в них. Подражая первоначально К. Станиславскому, Мейерхольд постепенно формирует свой уникальный режиссерский подчерк. Правда, проработав в Херсоне два года (1902–1903, 1903–1904 г.г.), он был крайне не удовлетворен городом, его провинциальной культурной атмосферой, ординарной публикой. Он скучал по Москве, мечтал о другой городской, интеллектуальной и идеологической плоскости, где он бы мог развиваться и рассчитывать на отклик. Мейерхольд искал подход к новой драме, к символистским пьесам М. Метерлинка, Г. Ибсена, А. Шницлера.
В Херсоне он первоначально поставил все пьесы Чехова, которого очень любил, и с которым вел дружескую переписку. Почти одновременно со Станиславским в Москве он поставил «Вишневый сад», несколько водевильного характера (это была далеко не блестящая его работа). На второй год работы Мейерхольд переименовал свою труппу в «Товарищество новой драмы», заявляя, фактически, о своем курсе на символистскую пьесу. Горький, Ибсен, Метерлинк, а также Гоголь, Островский, Грибоедов — в один сезон Мейерхольд поставил около 70-ти спектаклей. Ставил он быстро, энергично, но спектакли этого периода не заслуживают особого внимания, так как по большей части — подражательны. Мейерхольд только начинал искать свой собственный путь. Его первый херсонский сезон был более-менее удачным (он повторял репертуар МХТа), второй сезон, посвященный символистским пьесам, публика приняла с откровенным холодом.
Но, несмотря на некое взаимное неудовлетворение друг другом (режиссером и городом, режиссером и публикой), именно в Херсоне «родился» тот выдающийся Мейерхольд, который изменить историю театра. Здесь он начал внутренне спорить со Станиславским и начал искать подход к символистской драматургии, здесь он предугадал свое будущее увлечение темой шутовства и балагана (она несколько позднее отчетливо проступит в «Балаганчике» Блока, поставленном в Петербурге).
Всеволод Мейерхольд Чтя память Всеволода Мейерхольда, 10 февраля в доме, где он жил, торжественно откроют мемориальную доску. Этим и начнется трехдневный фестиваль «Лютий/Февраль», который пройдет под названием «Мейерхольд у Мейерхольда». Такой каламбур вполне уместен, поскольку в этом году в центр им. Мейерхольда в Херсоне приедут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда и школы-студии при МХТ им. Чехова. А, кроме того, еще при жизни Мейерхольд руководил театром имени себя — ТИМ (театр им. Мейерольда).
В рамках фестиваля в Херсоне пройдет серия спектаклей, читок новых пьес, постановка немецкой пьесы современного драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» и блиц-спектакль по самой известной пьесе Анны Яблонской «Где-то и около». Пройдут также семинары и ворк-шопы.
На этом театральное шествие в память о Мейерхольде не останавливается, и спектакли режиссеров-дебютантов едут в Киев. Здесь 15 и 16 пройдут одновременные показы в «ДАХе» и Центре им. Леся Курбаса.
15-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль киргизского режиссера Шамиля Дыйканбаева «Наташина мечта» по нашумевшей в России пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Пьеса в двух действиях, или как сформулировано автором в двух песнях, нервно-хамский монолог детдомовской Наташи о ее мечте «любить». Спектакль Дыйканбаева номинировался на «Золотую маску».
«Наташина мечта» В Центре Леся Курбаса 15-го февраля покажут эстетский спектакль литовца Томаса Яшинскаса «Падение» по одноименной повести Альбера Камю. Философский монолог судьи о собственных профессиональных «грехах», исповедь юриста в зале театра.
16-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль украинского режиссера Андрея Майа «Я — Москвичка!», а в центре им. Леся Курбаса пройдет моноспетклакь азербайджанки Ирады Саййи «Чтоб тебя».
«Я — москвичка!» 17 и 18-го февраля в рамках чествования Мейерхольда в Институте им. Карпенко-Карого на Ярославом Валу, 40, пройдет два театральных круглых стола, посвященных проблемам театра в странах СНГ.
17-го в 12:00 в 1-ой аудитории круглый стол проведут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда: Шамиль Дыйканбаев (Кыргызстан), Томас Яшинскас (Литва), Ирада Саййа (Азербайджан), Ирина Кондрашова (Россия) и все желающие студенты университета. Магистранты расскажут об особенностях театра в своих странах и тенденциях его развития.
18-го там же и тогда же пройдет круглый стол при участии украинских театральных критиков и всех желающих под названием «Театральная критика: вопросы к театру и себе»; специальный гость — ведущих московский критик Павел Руднев. Приглашаются все желающие, вход на круглые столы свободный.