Дни Мейерхольда в Украине: Херсон — Киев09 февраля 2011

Текст Марыси Никитюк

9 февраля — День рождения выдающегося театрального деятеля, реформатора, практика и теоретика условного театра, гениального режиссера и актера Всеволода Мейерхольда. В Херсоне в местном Центре им. Мейерхольда вот уже третий год в день его рождения проходит фестиваль режиссерских дебютов «Лютий/Февраль».

Именно Херсон в свое время был прибежищем для молодого режиссера, который вынужден был уйти из Московского художественного театра весной 1902-го года из-за творчески-идеологических несогласий с Вл. И. Немировичем-Данченко. В Херсоне осенью 1902-го года Вс. Мейерхольд приехал с новосозданной «Труппой русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда», где начал самостоятельно ставить спектакли, параллельно играя в них. Подражая первоначально К. Станиславскому, Мейерхольд постепенно формирует свой уникальный режиссерский подчерк. Правда, проработав в Херсоне два года (1902–1903, 1903–1904 г.г.), он был крайне не удовлетворен городом, его провинциальной культурной атмосферой, ординарной публикой. Он скучал по Москве, мечтал о другой городской, интеллектуальной и идеологической плоскости, где он бы мог развиваться и рассчитывать на отклик. Мейерхольд искал подход к новой драме, к символистским пьесам М. Метерлинка, Г. Ибсена, А. Шницлера.

В Херсоне он первоначально поставил все пьесы Чехова, которого очень любил, и с которым вел дружескую переписку. Почти одновременно со Станиславским в Москве он поставил «Вишневый сад», несколько водевильного характера (это была далеко не блестящая его работа). На второй год работы Мейерхольд переименовал свою труппу в «Товарищество новой драмы», заявляя, фактически, о своем курсе на символистскую пьесу. Горький, Ибсен, Метерлинк, а также Гоголь, Островский, Грибоедов — в один сезон Мейерхольд поставил около 70-ти спектаклей. Ставил он быстро, энергично, но спектакли этого периода не заслуживают особого внимания, так как по большей части — подражательны. Мейерхольд только начинал искать свой собственный путь. Его первый херсонский сезон был более-менее удачным (он повторял репертуар МХТа), второй сезон, посвященный символистским пьесам, публика приняла с откровенным холодом.

Но, несмотря на некое взаимное неудовлетворение друг другом (режиссером и городом, режиссером и публикой), именно в Херсоне «родился» тот выдающийся Мейерхольд, который изменить историю театра. Здесь он начал внутренне спорить со Станиславским и начал искать подход к символистской драматургии, здесь он предугадал свое будущее увлечение темой шутовства и балагана (она несколько позднее отчетливо проступит в «Балаганчике» Блока, поставленном в Петербурге).

Всеволод Мейерхольд Всеволод Мейерхольд

Чтя память Всеволода Мейерхольда, 10 февраля в доме, где он жил, торжественно откроют мемориальную доску. Этим и начнется трехдневный фестиваль «Лютий/Февраль», который пройдет под названием «Мейерхольд у Мейерхольда». Такой каламбур вполне уместен, поскольку в этом году в центр им. Мейерхольда в Херсоне приедут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда и школы-студии при МХТ им. Чехова. А, кроме того, еще при жизни Мейерхольд руководил театром имени себя — ТИМ (театр им. Мейерольда).

В рамках фестиваля в Херсоне пройдет серия спектаклей, читок новых пьес, постановка немецкой пьесы современного драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» и блиц-спектакль по самой известной пьесе Анны Яблонской «Где-то и около». Пройдут также семинары и ворк-шопы.

На этом театральное шествие в память о Мейерхольде не останавливается, и спектакли режиссеров-дебютантов едут в Киев. Здесь 15 и 16 пройдут одновременные показы в «ДАХе» и Центре им. Леся Курбаса.

15-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль киргизского режиссера Шамиля Дыйканбаева «Наташина мечта» по нашумевшей в России пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Пьеса в двух действиях, или как сформулировано автором в двух песнях, нервно-хамский монолог детдомовской Наташи о ее мечте «любить». Спектакль Дыйканбаева номинировался на «Золотую маску».

«Наташина мечта» «Наташина мечта»

В Центре Леся Курбаса 15-го февраля покажут эстетский спектакль литовца Томаса Яшинскаса «Падение» по одноименной повести Альбера Камю. Философский монолог судьи о собственных профессиональных «грехах», исповедь юриста в зале театра.

16-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль украинского режиссера Андрея Майа «Я — Москвичка!», а в центре им. Леся Курбаса пройдет моноспетклакь азербайджанки Ирады Саййи «Чтоб тебя».

«Я — москвичка!» «Я — москвичка!»

17 и 18-го февраля в рамках чествования Мейерхольда в Институте им. Карпенко-Карого на Ярославом Валу, 40, пройдет два театральных круглых стола, посвященных проблемам театра в странах СНГ.

17-го в 12:00 в 1-ой аудитории круглый стол проведут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда: Шамиль Дыйканбаев (Кыргызстан), Томас Яшинскас (Литва), Ирада Саййа (Азербайджан), Ирина Кондрашова (Россия) и все желающие студенты университета. Магистранты расскажут об особенностях театра в своих странах и тенденциях его развития.

18-го там же и тогда же пройдет круглый стол при участии украинских театральных критиков и всех желающих под названием «Театральная критика: вопросы к театру и себе»; специальный гость — ведущих московский критик Павел Руднев. Приглашаются все желающие, вход на круглые столы свободный.


Другие статьи из этого раздела
  • Петербуржская «Анна Каренина» в Киеве

    20 — 21 февраля в Киеве в Национальной опере Украины состоится показ «психологического» балета «Анна Каренина». Его выдающийся режиссер-хореограф — петербуржец Борис Эйфман — поделился с TEATRE своими размышлениями о Толстом, признался в любви Петербургу и Киеву, а также обрисовал портрет идеального танцовщика. Каждый балет Бориса Эйфмана делает зрителя свидетелем чутких наблюдений режиссёра за движениями человеческой психики.
  • Алла Рыбикова: «Важен театральный процесс. А он — идет»

    «Волнуют немецких авторов преимущественно социальные темы, много жестокости. Весь „ШАГ 3“ посвящен теме насилия и терроризма, тому, что очень тревожит немцев. В Германии, как и во Франции, остро стоит проблема второго этноса. Другая, не менее важная для немцев тема, это — неонацизм.»
  • Голос суфлера

    До появи професії режисера та репертуарного театру, вистави могли ставити днів за десять, актори легко вдавалися до таких авантюр, покладаючись на приховану в спеціальній будці на сцені людину, яка у будь-який момент могла підказати текст чи дію. Зрештою, в усьому театрі була лише одна особа, яка знала всі тексти «на зубок» і не мала права на помилку,  — це суфлер

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?