|
Британская сцена: картина из осколков08 сентября 2008Критическая зарисовка Автор Марыся Никитюк Четко сказать, что популярно в Англии, сложно, но у британского театра есть одна яркая особенность — он логоцентричен. Здесь много говорят. В Роял Корт (Royal Court Theatre) так и сказали: «Могут десять минут только трепаться» — дает о себе знать непрерывающаяся со времен самого Шекспира драматургическая традиция. Именно здесь, в Британии, в 50-х гг. ХХ века начала зарождаться радикальная пьеса с появлением «рассерженных молодых людей», которые в 50-х, начиная с Джона Осборна и его пьесы «Оглянись во гневе», эпатировали добропорядочного буржуазного британца и очень прямолинейно, даже порой схематически объясняли зрителю, насколько плохо быть как все и быть массой, и насколько трудно быть в этой массе личностью. Самый яркий вызов обществу бросила Сара Кейн в конце «Лак для волос» перовначально является мюзиклом, самым популярным мюзиклом Британии и Америки по кассовым зборам В прошлом году Лондон был признан театральной столицей мира, и вот в этой театральной столице, как и полагается, очень много театров — около четырехсот. И, как это часто бывает, только порядка четырех экспериментальных (к примеру, в России на триста классических театров приходится около четырех экспериментальных). В них не ставят дорогущие мюзиклы, детские спектакли и коммерческие комедии. Один из экспериментирующих — это уже упомянутый Роял Корт, отдающий предпочтение современным авторам. Роял Корт, имея программу поиска новых авторов, стремится разведать и захватить новые территории, новые темы, новые боли и проблемы. Интересно, что на сцене Роял Корта ставили срвременного украинского драматурга Наталию Ворожбыт. Ее Роял Корт обнаружил в Москве и не замедлил перевести и поставить. Там прошли спектакли по произведениям звезд российской драматургии братьев Пресняковых и Василия Сигарева. Пьеса «Изображая жертву» Пресняковых (экранизированная Кириллом Серебриниковым) в 2003 году была представлена в копродукции «Роя Корта» и театра Told by idiot на Эдинбургском международном фестивале. К британским драматургам принадлежит один из лучших С кино у МакДонаха первоначально не завязалось, и он стал писать радиопьесы, а затем театральные пьесы об ирландских фриках. «Лейтенант с острова Инишмор», «Королева красоты», а также потрясающий психологический жестокий триллер о писателе и силе воображаемого « Еще одной британской театральной звездой мирового масштаба является Мэтью Борн, хореограф, создатель чудеснейших балетов. Впрочем, и не балетов вовсе, во всяком случае, не в традиционном представлении о балете. Борн организовал собственную танцевальную компанию Adventure in Motion Picture, и с ней он в 1992 году на Единбургском международном фестивале показал «Щелкунчика», мгновенно обретя славу. «Я плакал, сидя в своем кресле, заставляя себя держать глаза открытыми — так мне было страшно, как отреагирует публика». А публика оказалась более чем восхищенной. Стоит заметить, что почти все известные постановки Борна очень сказочные — во флере карнавала, радости и разноцветного конфетти. Если отрывками их поместить в «Щелкунчик» в атмосфере угрюмой страшной сказки: декорации, изображающие огромную комнату огромного дома, с дверьми и окнами, будто бы для великанов. На великанском полу танцуют крохотные — с человеческий рост сироты угрюмого приюта. На счету у Мэтью Борна множество телевизионных проектов, в том числе балетных, среди них и «Золушка», и танцевальная адаптация тимбартоновской готической сказки «Эдвард Последним творением Борна стал немного не характерный для него балет «Дориан Грей», с уже ожидаемой гомосексуальной тематикой. Борн впервые для себя взял источник с сильным центральным антигероем, да и сказкой Оскар Уайльдовский интеллектуальный роман не назовешь. Напротив расчетливая холодность Уайльдовского ума, скорее, для криминалиста, нежели для сказочника по типу Борна. Но «Дориан» все же удался. Несколько стерилен, но это скорее Дориан Грей — модель Портрет Дориана Грея — бигборд Дориана Грея Базил — Покончившая жизнью актриса — гламурный педик Лорд Генри — директриса модельного агенства Леди Аш Несмотря на то, что это повествование в танце о преступности безответственной красоты и осознании власти, которую эта красота приносит, балет наполнен иронией и тонким юмором. На сцену посреди балета опускается бигборд, где красивый Дориан Грей рекламирует парфюм «Бессмертный» для мужчин. Из постели Дорина выползает девочка, потом мальчик, потом из невидимых глубин одеяла — Базил, а за ним и Леди Аш. На дискотеке с серебряным шаром то и дело выскакивает на передний план рыжий мальчонка в коротком серебряном платье. Борн не только перенес действие в Лондон 2008 года, но и попробовал поиграть в «зловещих близнецов», создав на сцене во втором акте Дориану темного двойника (Дориан Джекил получается). Декорации сконцентрированы в центре: на полу, во вращающемся круге, стоит большая стена, которая вертится, открывая поочередно взору зрителя белый модельный офис, спальню Грея или спальню Леди Аш. Минимализм, как в движениях, так и в декорациях обуславливает стильность постановки: это так же дорого и просто, как красивая женщина в черном платье.
Гомосексуальные сцены между Дорианом и Базилом, завязанные на фотографировании, потрепанный бигборд с багровыми глазами — все это оскаруайльдовский «Дориан Грей» Лондона 2008. ____________________ Эта критическая зарисовка не претендует на полноценное высказывание о британском театре, перед вами — осколки театральной жизни Британии, сложенные автором в общую картину из песка и стекла, созданную под впечатлением Эдинбургского театрального фестиваля и краткосрочного пребывания в Лондоне. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке