О театре абсурда, мрачном натурализме и драматургии Мрожека

Интервью с молодым черниговским режиссером, Евгением Сидоренко

 

Текст: Николай Бичук

Фото: Юлия Кузьменко, Vayda production

 

Гоголь сказал: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Многие думают, что театр не актуален и не интересен. Евгений Сидоренко пытается бросить вызов этим стереотипам, молодой режиссер рассказал, какими будут его «Эмигранты» по одноименной пьесе Славомира Мрожека.

Справка. Славомир Мрожек – в первую очередь известен как драматург. С «театром абсурда», кроме него, как известно, работали также французы Эжен Ионеско, Жан Жене, ирландец Сэмюэл Беккет, испанец Фернандо Аррабаль, англичанин Гарольд Пинтер. Ионеско называл свои драматические опыты «театром парадокса». Возможно, это определение подходит и к пьесам Мрожека, где место отводиться не столько фантастическим событиям – сколько предельному обострению путем театрального гротеска и нагнетания художественных средств, сатирическому укрупнению рядовых жизненных ситуаций. Жизнь, как показывает XX в. в искусстве, сама по себе и так предельно абсурдна и парадоксальна. Не смотря на обилие направлений современной польской драмы, пьесы Мрожека с успехом ставят в театрах всего мира.

Со Славомиром Мрожеком меня познакомил мой коллега Алексей Быш. Когда он взял в работу пьесу «Танго» я должен был играть в ней деда. Пьеса мне настолько понравилась, что я решил перечитать всего Мрожека – в особенности меня задела пьеса «Эмигранты». В ней совсем нет сентиментальности, это достаточно «мужской» материал:и для режиссера, и для актеров. Собственно, это меня подкупило: я решил воплотить свою мечту и поставить эту пьесу.

Многие западные критики увидели в «Эмигрантах» синтез мрачного натурализма в стиле Горьковского «На дне» и реминисценций театра абсурда, прежде всего из «В ожидании Годо» Беккета.

На мой взгляд, мрачный натурализм этой пьесе действительно присущ, но в «Эмигрантах» он более современен и актуален. А вот что касается пьесы Горького «На дне» – она по своей «внешности» более актуальна для того времени. Безусловно, это пьесы объединяет тема.

Что касается театра абсурда, «Эмигранты» – это пьеса, которой Мрожек оканчивает работу в этом стиле. Это своего рода психологический театр, к коротому мы с артистами стремимся, здесь уже абсурда нет. Мы стараемся изобразить мрачный натурализм Мрожека через призму сегодняшних взглядов на жизнь.

«Эмигранты» одно из самых значимых произведений в польской драматургии послевоенного периода. Что для вас значит эта пьеса?

Для меня важность этой пьесы заключается в ее человеческой правде. В ней смело говориться о том, о чем обычно молчат. Прежде всего, это тема свободы и семьи, истинных страхов человека. Мне кажется интересным то, в чем мы сами боимся себе признаться.

В спектакле играют два актера Алексей Быш и Николай Пономаренко. Как они справляются с материалом?

Хотя у каждого артиста свои амбиции, эмоциональные всплески, но все строиться на взаимопонимании, уважении, демократии – работать очень легко. Творчество есть там, где нет суеты, где нет прежде всего злости. Чтобы творить надо любить, потому что творчество – это созидание, а когда ты любишь, значит ты созидаешь, ты творишь. Я сначала планировал делать роли на преодоление. В большинстве случаев эту пьесу играли артисты, так как выписано у драматурга. Один – интеллигент, второй – работяга, грубый мужик. Я отошел от этого приема и поменял артистов местами. Такими зритель их еще не видел. Что получилось, можно будет увидеть на премьере.

Каких «Эмигрантов» увидит зритель?

«Эмигранты» стали максимально человечными, зритель увидит «людей до мозга костей». Моя «сверх-сверхзадача» как режиссера – это прежде всего, показать зрителю самого себя, именно в этой пьесе. Это театр катарсический, по известным принципам греческого очищения через переживания. Возможно, драма не настолько и актуальна, но мне кажется, что именно эти жанры – самые богатые. Они заставляют нас задумываться над своим существованием и получить ответы порой на самые важные вопросы.


Другие статьи из этого раздела
  • «Пилоболус»: «Мы всегда отвечаем „да“ на поступающие из космоса предложения»

    Робби Барнетт основатель и арт-директор танцевального коллектива «Пилоболус» об авантюрных грибах, силе коллективного мышления и людях, которые их вдохновляют
  • Голос суфлера

    До появи професії режисера та репертуарного театру, вистави могли ставити днів за десять, актори легко вдавалися до таких авантюр, покладаючись на приховану в спеціальній будці на сцені людину, яка у будь-який момент могла підказати текст чи дію. Зрештою, в усьому театрі була лише одна особа, яка знала всі тексти «на зубок» і не мала права на помилку,  — це суфлер
  • Коммуналка для Театра

    21 января 2011 года в Киеве, в  «Дворце Украина», презентовали новую театральную сцену для бездомных театров, и театров, которые ютятся на чрезвычайно малых квадратных метрах. Проект создан спонтанно без какой-либо государственной директивы, без особой поддержки, собственно, из необходимости, из безнадежности, из безысходности и на энтузиазме. Новую театральную площадку образовали в пресс-центре «Дворца», назвав «Малой сценой»
  • Андрій Жолдак. Митець без держави

    Зранку я люблю записувати в щоденник свіжі думки, тим паче, що зараз я готую книжку з теорії, яка називається «Як убити поганого актора», — праця, що виросла з мого однойменного семінару. Саме в щоденнику я почав описувати ті теми, які мене хвилюють. Сьогодні це — трагедія: що таке трагедія в театрі, літературі, мистецтві і в житті, і якими засобами можна доносити її до глядача. Є такий відомий італійський режисер Ромео Кастелуччі, він теж дотримується думки, що світові зараз потрібна трагедія — у нього взагалі є цілий цикл вистав по столицях Європи, який так і називається «Трагедія, яка породжує сама себе».

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?