Георгий Георгиевич Почепцов

История русской семиотики до и после 1917года30 января 2009

Учебно-справочное издание. — Издательство «Лабиринт». М 1998. — 336с.

Редактор И.В.Пешков

Рекомендуется в качестве учебного пособия по курсу «Культурология»

Книга посвящена предыстории русской семиотики — практически единственной гуманитарной области бывшего СССР, получившей мировую известность. Читателя в максимально «цитатной форме» знакомят с наблюдениями и прозрениями ряда гениальных «научных еретиков», вхождение в семиотическую парадигму которых стало ясным лишь для потомков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПРЕДЫСТОРИЯ СЕМИОТИКИ В РОССИИ

1,1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1,2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1,2,1. А.Н.Веселовский

1,2,2. Н.В.Крушевский

1,2,3. А.А.Потебня

1,3. СИСТЕМНЫЙ КОМПОНЕНТ

1,3,1. А. А.Богданов

1,3,2. П.А.Сорокин

1,3,3 Н.Д. Кондратьев

1,3,4. В.М.Бехтерев

1,4. ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ

1,5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1,6. ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1,7. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1,8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ

1,9. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

1:10. ИМПЕРСКИЙ КОМПОНЕНТ

1:11. МЕТАКОМПОНЕНТ

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ до 1917 ГОДА

2,1. В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД О СЕМИОТИКЕ ТЕАТРА

2,2. Я.ЛИНЦБАХ О ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКЕ

2,3. Н.Н.ЕВРЕИНОВ О ТЕАТРАЛЬНОСТИ

2,4. Л.П.ЯКУБИНСКИЙ И Е.Д. ПОЛИВАНОВ О ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ

2,5. О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ О СОБЕСЕДНИКЕ

2,6. В.В.РОЗАНОВ КАК СЕМИОТИК-ПРАКТИК

2,7. М.О.ГЕРШЕНЗОН О ДУАЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

А) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

3,1. Петр Бицилли

3,2. Лев Карсавин

3,3. Вячеслав Иванов

Б) ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

3,4. Густав Шпет

В) РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД

3,5. павел ФЛОРЕНСКИЙ

3,6. Евгений Трубецкой

Г) ТЕАТРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД

3,7. александр КУГЕЛЬ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФОРМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

4,1. ИСХОДНЫЙ КОНТЕКСТ

4,2. ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ

4,3. ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД В МУЗЫКОЗНАНИИ

4,4. ФОРМАЛИСТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЕМИОТИКА ПОВЕДЕНИЯ И ДРУГИЕ ИДЕИ ЮРИЯ ЛОТМАНА

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Введение

Русская семиотика, истоки которой мы рассматриваем в той книге, оказалась практически единственной гуманитарной областью бывшего СССР, получившей мировую известность. Формальное литературоведение, В.Я.Пропп, М.М.Бахтин, потом московско-тартуская школа во главе с Ю.М.

Лотманом всегда привлекали внимание ученых. Мы же остановимся на более раннем срезе этого явления, попытаемся обнаружить корни данной исследовательской парадигмы. Нашим объектом станет семиотика в еще не оформленном окончательно инструментарии, это скорее семиотические наблюдения ряда прозорливых ученых, чем сформулированные концепции. Но ценны и прозрения, которые мы попытаемся воссоздать на этих страницах.

Чтобы сберечь специфику мысли каждого автора, мы подаем материал в максимально цитатной форме. Оригинальность приводимых взглядов хорошо видна сегодня, когда они получили дальнейшее, более системное развитие, для современников же в ряде случаев все это могло казаться просто ересью.

Книгу мы и посвящаем научным еретикам. Еретики получают свою известность только спустя определенное время, их никогда не признают современники. Тем существеннее их вклад, который удается сделать, лишь преодолев сопротивление среды. С точки зрения семиотики, это люди со своими голосами. Их принципиально не манит хор. Именно с такими людьми и знакомит данная книга.

Заметим, что сходное по тематике исследование Вяч. Вс. Иванова «Очерки по истории семиотики в СССР» (М., 1976), практически единственное в бывшем Союзе и последующем Содружестве, описывает иной период и другие персоналии. Это же мы можем сказать и о хрестоматии Игоря Чернова, поскольку, касаясь формального направления, мы намеренно отказались от анализа его литературоведческой.


Читать продолжение (PDF)


Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?