Петер Вайс
Преследование и убийство Жан-поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебниці в Шарантоне под руководством господина де Сада09 марта 2009
Перевод Л. Гинзбурга
© «Художественная литература», 1979,
сб. «Из немецкой поэзии. Век X — век XX»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Маркиз де Сад,
шестидесяти восьми лет, исключительно тучен. У него седые волосы и гладкое лицо без морщин. Он неуклюж, дышит порою с трудом, как астматик. Одежда — изысканная, но уже поношенная. На нем белые штаны до колен с бантами, белая рубаха с широкими рукавами, белые туфли с пряжками. Грудь и манжеты — в кружевах.
Жан-Поль Марат,
сорока девяти лет, страдает болезнью кожи. Оп закутан в белую простыню, на лбу — белая повязка.
Симона Эврар,
подруга Марата, неопределенного возраста. Исполнительница этой роли одета в больничный халат с фартуком, голова повязана платком. Движении ее странны и судорожны. Когда ей нечем заняться, она то и дело вынимает платок и при каждом удобном случаи меняет Марату повязку.
Шарлотта Корде,
двадцати четырех лет. Одета в тонкую белую сорочку времен Директории. Грудь открыта, но поверх сорочки накинут легкий белый платок. Когда она появляется на сцене, на нее надевают шляпу с лентами. Постоянно находится под наблюдением двух медицинских сестер, которые ее поддерживают, причесывают и поправляют па ней платье. Движется, как сомнамбула.
Дюпре,
депутат-жирондист. Исполнитель, этой роли носит жилет поверх больничной рубахи. Он в узких, облегающих штанах, в которых ходили молодые щеголи времен Директории. Помещенный в лечебницу как эротоман, он при каждом удобном случае использует роль любовника Шарлотты Корде к своей выгоде.
Жак Ру,
бывший священник, радикальный социалист. Одет в белого цвета смирительную рубаху со связанными рукавами, поверх которой накинуто нечто вроде монашеской рясы. На сцене он появляется только в таком одеянии.
Четверо певцов:
«Медведь» — бас,
«Козел» -баритон,
«Петух» -тенор,
«Соловей» -сопрано,
представители четвертого сословия. Их больничные одежды украшены деталями шутовского костюма. Носят фригийские колпаки, а Соловей — женщина, обвязанная трехцветной повязкой, с саблей, изображает Марианну. Они поют и участвуют в пантомиме.
Пациенты,
второстепенные персонажи: певческие голоса, мимы и хор. По ходу действия они выступают либо в больничной одежде, либо в примитивных костюмах. Те. которые не участвуют в действии, должны делать вид, что репетируют, как бы готовясь к выступлению. Одни повторяют одинаковые движения, кружатся, прыгают, что-то бормочут, причитают, разражаются беспричинным смехом и криками или на все время представления застывают в прострации. Другие безвольно позволяют передвигать себя из стороны в сторону. Есть среди них несколько таких, кто внимательно следит за развитием действия, напоминая нам о том, что в Шарантоне содержались не только душевнобольные, но и люди, которые были неугодны наполеоновскому режиму из политических соображений.
Глашатай,
поверх больничного халата носит костюм арлекина. Весь, он
обвешан инструментами, которые по мере необходимости создают шум. В руке у него посох, украшенный бантами.
Пятеро музыкантов,
пациенты клиники. Они играют на гармонике, лютне, флейте, трубе и барабане.
Санитары,
в форме, с длинными белыми фартуками, что делает их похожими на мясников. В карманы фартуков засунуты дубинки.
Сестры,
в длинных белых фартуках. Воротники накрахмалены, крылья чепцов торчат далеко в стороны. Ходят с четками, играют сестер мужчины атлетического телосложения.
Кульмье,
директор лечебницы, в элегантном костюме, пальто и цилиндре. Носит пенсне и трость. Охотно становится в позу Наполеона.
Жена и дочь Кульмье,
Одеты изысканно, их одежда представляет собой сочетание лилового и жемчужно-серого тонов, искрящихся драгоценностями.
Читать продолжение (PDF)