«Тиждень актуальної п'єси»

Щорічний освітній фестиваль драматургії для підтримки і розвитку української сучасної п'єси, введеня її в світовий драматургійний контекст.

Организатори: центр «Текст», театральний портал «Театре»

Партнери:

Куратори фестивалю:

Продюсер: Василь Білоус

Дизайн: Ельвін Рзаєв

PR: Христина Хоменко

«Кома» и «Бешеная кровь» — насилие в школе как акт самообороны?09 ноября 2012

Первые спектакли, которые мы увидели на фестивале «Неделя актуальной пьесы» — это две немецкие драмы о школьной жизни. «Кома» и «Бешеная кровь» — обе с выстрелами, хулиганами и учительницами в очках.

Немецкие драматурги показывают в этих двух «школьных» спектаклях незнакомую нам сторону отношений между учениками, учениками и учителями в причесанных и налощенных европейских школах. Такие знакомые, типичные герои из наших школьных воспоминаний — доминирующая группа хулиганов в классе, которые своим агрессивным, а нередко, и опасным поведением тянут на дно всех остальных учеников. Грубость становится основным языком общения между всеми героями спектакля.

«Кома» — спектакль, который претендует на звание первой ласточки в максимальном приближении пьесы к зрителю. Когда зритель стоит рядом с актерами, на расстоянии вытянутой руки, а театральные бинокли, галерка и красно-бархатные удобные кресла превращаются в архаизм. Актеры уже не отгораживаются от зрителя высоким порогом сцены и оркестровой ямой. Зрители растворяются в потоке событий и мизансцен.

Режиссер «Комы» Андрей Май в прямом смысле слова берет зрителя за руку и водит по закоулкам столичного «Молодого театра», где разворачиваются события школьной драмы. К слову, в Германии этот спектакль показывают в помещении настоящей школы. Мы же закулисье театра превращали в школьные коридоры уже силой своего воображения. Но, что самое удивительное, так это разделение зрителей на 4 группы, не пересекающихся между собой ни в одной сцене, за исключением финальной. Каждая группа следит за происходящим в своем особом хронологическом порядке. Это настолько масштабно и ново для украинского театра, что сложно представить, как удается молодым актерам одновременно играть в четырех местах.

Правда, актеры — студенты хоть и выкладываются, но не хватает им еще терпения выдерживать нужные паузы. В сцене знакомства с героями у каждого слишком короткие реплики, что распыляет внимание и не дает нужного представления о героях. И, возможно, стоит указать в афише возрастное ограничение, по крайней мере детям на этом спектакле не стоит присутствовать.

Оксана Маслова, впервые опубликовано на сайте «Культурометр Одессы»



Другие статьи из этого раздела
  • Програма «VI Тижня актуальної п'єси»

    Єдиний в Україні простір для діалогу глядачів та авторів актуальної драматургії, єдиний театральний освітній фестиваль в Україні, організований на волонтерських засадах
  • Щоденник фестивалю. День перший

    Третій міжнародний освітній драматургічний фестиваль «Тиждень актуальної п’єси» презентує в рамках фестивалю «Школу критиків». Дев’ять критиків з усієї України були відібрані для навчальної та практичної роботи впродовж фестивалю. Зранку вони слухають майстер-класи, ввечері відвідують київські вистави та читки фестивалю, після чого створюють під керівництвом Анастасії Гайшенець свої критичні тексти. Їх ми і пропонуємо вашій увазі в форматі рецензій та  «Щоденнику фестивалю»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?