Десятый юбилейный фестиваль NET проходит масштабно и весело, демонстрируя Москве пограничные театральные «вещицы», обрамленные серьезными драматическими постановками. Открывал фестиваль полнокровный хореографический спектакль по мотивам «Моби Дика» в постановке Франсуа Верре «Без Возврата». Закроют ─ «Три сестры» в постановке Андреаса Кригенбурга. А между этим будут представлены различные эксперименты с формой. Немецкая театральная группа «Римини Протокол» привезла свой грандиозный телефонный проект «Калькутта в ящике» (зритель в ходе спектакля созванивается с Калькуттой), также в программе — финский панк-мюзикл «Птички, Детки и Цветочки» Кристиана Смедса и группы «Братья Хоукка», презентация современной финской драматургии, новый спектакль Ивана Вырыпаева и движения «Кислород» ─ «Объяснить» и многое другое.

По случаю юбилея фестивальная программа насыщена более, чем обычно, и длится целый месяц, с 11 ноября по 5 декабря 2008 года.

Теплое финское хулиганство25 ноября 2008

Текст Марыси Никитюк

С финским режиссером-драматургом Кристианом Смедсом московская публика знакома очень хорошо, он практически завсегдатай ежегодного фестиваля NET. В прошлом году его спектаклем «Грустные песни из сердца Европы» открывали NET, на нем же несколько лет назад показывали и первую часть трилогии-размышления на религиозную тематику «Странник».

Киевская публика, к счастью, тоже имела возможность познакомиться с этим оригинальным театральным изобретателем и хулиганом. В начале ноября спектакль «Грустные песни из сердца Европы» был показан в киевском Молодом театре.

На сегодняшнем же NETе Смедс и группа «Братья Хоукка» показали вторую часть своих рефлексий на христианскую тематику — католический мюзикл «Птички, Детки и Цветочки» в московском клубе «Б2».

Первая католическая песня
Загрузите флеш-плеер.
Первая католическая песня

Сам по себе жанр «католический мюзикл» настораживает: либо стеб, либо «зря мы сюда пришли», но поскольку Кристиан Смедс и группа «Братья Хоукка» ─ известные хулиганы, то, оказалось, ни первое, ни второе. «Птички. Детки и Цветочки» ─ своеобразный акт музыкального общения со зрителем на тему самого ценного и очевидного ─ любви, социальной свободы, веры ─ в форме непосредственного и озорного рассказа об итальянском бунтовщике и святом Франциске Ассизском.

Поначалу сложилось впечатление, что ребята попросту устроили стёбный панк-концерт с драйвовыми финскими песнями, в которых изливали наболевшее отношение к обществу потребления и церковному ханжеству, назвав это мюзиклом просто потому, что надо же как-то это с театральным фестивалем увязать.

Юка Валкепаа — незабвенный Франциск и на всю голову оторванный певец Юка Валкепаа — незабвенный Франциск и на всю голову оторванный певец

Сначала Юка Валкепаа в узких пижамных штанах поет о падении церкви, потом ─ остросоциальную песенку «Депендент», а затем удаляется переодеться в образ святого. А зрителю тем временем, ставят старые пластинки итальянской музики 50-х годов, предлагая представить, что он в Италии, на Юге, неподалеку от городка Ассизи: черный кофе, вино, а также история об одном молодом человеке, которого звали Франциск. Отец его был богатым купцом и жаждал славного будущего для своего сына. С этого момента открывается вторая часть постановки в виде теплого общения артистов с публикой: песни пересыпаются рассказами о становлении Франциска, размышлениями на тему веры, любви и жизненного выбора.

Финны подарили зрителям непосредственность, веселый бунт, юмор и теплую атмосферу. Ведя повествование о серьезном движении «бедных братьев» в средневековой Италии, они веселились, как дети, молниеносно примеряя роли, мгновенно и азартно перевоплощаясь то в официантов, то в соратников Франциска Ассизского, а то и в Папу-Гитлера

Папа-Гитлер

Валкепаа-Франциск, одевшись в цветастую панаму и пеструю рубашку-хиппи с изображением Иисуса Христа на спине, построил с «братьями» посреди зала клеенчатую палатку — храм, где спрятались музыканты. И стал ритмично начитывать текст о своей любви к масскульту: к макаронам Карбонара с кетчупом и без, к автобанам, птицам, эстонцам, мисс мира, в особенности к ее груди и т.д. Вдруг пробегает испуганный шепот: Папа пришел. В бархатном коралловом кафтанчике, с гитлеровскими усиками, и белыми рейтузами на голове появляется Папа, предлагая Франциску перебраться в Ватикан (то есть купить его, чтобы тот не представлял угрозы для «святой церкви»). Он поет жесткую песенку «Персонал Джизес».

Вторая католическая и остросоциальная песня
Загрузите флеш-плеер.
Вторая католическая и остросоциальная песня

Нечасто в театре можно увидеть такую заразительную игру: ребята не сыграли, а заигрались в историю святого Франциска, дополнив и расширив ее свободолюбивыми движениями хиппи и панков. Тут и жесткий мат, и философия, и смех, и размышления о любви, бедности, потребностях ─ о социуме.

Кристиан Смедс в развеселом фартуке Кристиан Смедс в развеселом фартуке

Смешно и мило Кристиан Смедс во время спектакля бегал ругаться в соседний бильярдный зал, чтобы не шумели, катая шары. А когда его звали назад ─ он все-таки барабанщик, и без него никак ─ кричал, что сейчас придет, вот только партийку доиграет, вбегая с сигаретой в зубах и бутылкой текилы.


Другие статьи из этого раздела
  • Творчий вечір Ади Роговцевої

    8 вересня столичний театр «Сузір’я» відмітив свій двадцять п’ятий — ювілейний — театральний сезон, урочисте відкривши його творчим вечором Ади Роговцевої
  • На  «Перекрестке»

    Новый балет «Перекресток» стал настоящим скрещением новых идей и творческих усилий нескольких выдающихся творцов. Впервые в Украине для одного проекта собрались лучшие: Раду Поклитару — хореограф, Мирослав Скорык — композитор и дирижер, Александр Друганов — график и сценограф.
  • Обмежені можливості

    Стас Жирков поставив виставу про людські вади, страхи і втрати
  • Еврейские часы

    Спектакль «Еврейские часы», поставленный Игорем Славинским по пьесе С. Киселева и А. Рушковского, является иллюстрацией к состоянию современной драмы в Украине. В пределах украинской действительности разворачивается многообещающая метафора «еврейских часов» (часы, которые отсчитывают время в обратном направлении).
  • «Крысолов». Идейный голод

    Сегодня можно сказать, что Дмитрий Богомазов и его театр «Вільна сцена» вошли в череду самоповторений, жаль, что этот театр попал в ловушку безыдейности, не достигнув, своего пика. Это проблема не только Киева, и не только театра, экономический кризис, который повлек за собой идейный застой, не случайно назвали цивилизационным, в результате него — штиль и затишье отчетливо иллюстрирует нам киноиндустрия, визуальное искусство и литература. Понятно, что ребята из  «Вільной сцены» скованы, кроме всеобщего кризиса, еще и камерным помещением, но  «Крысолов» — их последняя премьера — оказался довольно блеклой копией предыдущих камерных спектаклей Д.  Богомазова.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?