Театральная Япония13 декабря 2011

Обзор


Ян Херберт

Согласно официальной статистике, в Японии сегодня насчитывается около трех тысяч театров. Но реальность несколько иная… В 1980-е — во время так называемого, японского экономического чуда — действительно, были построены тысячи новых театральных пространств, многие из которых не были открыты, другие же были открыты, но использованы не по назначению. Недавний мировой экономический кризис, а также экологическая катастрофа (землетрясения и цунами) нынешнего года стали причиной закрытия многих коммерческих и государственных театров.

В целом японский театр делится на два магистральных направления: традиционный и современный. Существует много частных и государственных театров, посвященных традиционным японским жанрам — Кабуки, Но и Бунрако с его полноразмерными марионетками.

Традиционный японский театр Но Традиционный японский театр Но

Государственный сектор включает в себя Национальные театры для каждой из традиционных форм в Токио и Окинаве, но в сфере Кабуки существует также коммерческая организация Шочикю, у которой подписаны контракты с основными артистами Кабуки для их кино-и театральной продукции. Несмотря на то, что прийти в Кабуки с нетрадиционного театра невозможно, поскольку обучение актерскому мастерству передается из поколения в поколение в рамках актерских династий, но исполнители Кабуки могут играть в других жанрах, для завлечения большей аудитории. Например, в ноябре звезда Кабуки Коширо Мацумото, выступил в главной роли и в качестве режиссера в возобновленном хите мюзикле «Амадей».

Звезда Кабуки Коширо Мацумото Звезда Кабуки Коширо Мацумото

Мацумото с 1969 года сыграл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» более чем тысячу раз в представлениях четырех крупных японских продюсерских компаний Тохо. Тохо, чьи фильмы про Годзилу получили мировое признание, поставив в 1963 году первый в Японии полномасштабный Бродвейский мюзикл «Моя прекрасная леди», специализируется в этой области. Владельцами Тохо является железнодорожная компания Ханкуй, им принадлежит также и локальный феномен, музыкальная компания, состоящая только из девушек «Такарадзука», которая была основана в 1913 году в городе Такарадзука. Сейчас она состоит из пяти трупп «студенток», которые гастролируют по всему миру, а также играют в их собственных театрах в Токио и Такарадзуке на 2500 мест. «Такарадзука» ставит и Бродвейские мюзиклы, и постановки Шекспира, и собственные роботы такие, как «Роза Версаля», которая в разных постановках была показана миллионам зрителей.

«Такарадзука»«Роза Версаля» «Такарадзука»«Роза Версаля»

Самой активной из четверки крупных продюсерских компаний является Шики, которая ставит более трех тысяч спектаклей в год. В отличие от большинства японских коммерческих постановок, которые редко идут больше трех недель подряд, Шики имеет возможность показывать длительное время проекты западного образца. В процессе создания мюзикла «Кошки» они даже построили отдельное здание в Якохаме, где мюзикл идет до сих пор. Остальные шоу Шики, которые ставятся в Токио и за его пределами, включают в себя самые известные американские мюзиклы: «Король Лев», «Призрак оперы» и «Мама Мия».

Символ компании Тохо — Годзила Символ компании Тохо — Годзила

Между коммерческим и субсидированным театральным рынком находится множество общественных театров, которыми руководят крупные режиссеры. Театр Сетагая возглавляет Номур Мансай, Юкио Нинагава ставит по десять премьер за год в своем театре Саитама, а Токийский Метрополитан Арт Центр возглавляет Хидеки Нода. Но случаи, когда театрами руководят режиссеры редки, в основном большинством пространств управляют менеджеры, а не художники. Режиссер-драматург Оридза Хирата надеется изменить это путем продвижения закона, который заставит общественные театры назначать художественных руководителей, чтобы их количество повысилось с существующего десятка до сотни.

Театр Сетагая Театр Сетагая

Новый национальный театр (ННТ), который управляет двумя театральными пространствами в огромном Токийском развлекательном комплексе, где также находится Опера и Концерт-хол, был основан Японским Художественным советом, который также причастен к созданию Национального театра в Окинаве и управляет выдачей грантов Японского художественного фонда (около полумиллиарда фунтов). ННТ представляет как японские, так и западные работы, например, «Теплица» Гарольд Пинтера репетируется на 2012 год на малой сцене. Забавным является то, что вы можете получить, заказанные по интернету билеты ННТ в любом филиале сети магазинов «7:11», но не в театре.

Новый Национальный Театр и Токийская Опера Новый Национальный Театр и Токийская Опера

Помимо этих больших театров в Японии также распространена сеть из маленьких городских и частных театров в стиле Фриндж, которые любимы молодой аудиторией. Около трехсот молодых театральных трупп борются за пространство в Токио. Как и в Великобритании, японский театр сконцентрирован в крупных городах, причем большая часть деятельности на всех уровнях происходит в столице. После «Шингеки» или «Модерна» (влияние западного театра), который существует в Японии с начала прошлого столетия, следующим важным театральным явлениям стал в 1960-х «Шогэкиджо», иначе говоря «Маленький» театр, вышедший из студенческого движения. Большинство японских некоммерческих театров происходит из студенческой сферы, поскольку в Японии есть всего несколько специализированных институций, где можно изучать технологии современного нетрадиционного театра. Поэтому большинство японских актеров остаются полупрофессионалами.

Помимо определенной нехватки мейнстримных западных пьес и мюзиклов, с которой сталкиваются крупные продюсеры, существует повышенный интерес к авангардному театру. На недавно закончившемся Токийском фестивале наряду с местной программой, которая была радикально изменена под влиянием мартовской катастрофы, были представлены работы Ромео Кастеллуччи (Romeo Castellucci), Рене Поллеша (Rene Pollesch) и Джерома Бела (Jerome Bel). Японский театр сейчас находится в фазе восстановления.


Другие статьи из этого раздела
  • Островско-Чеховская «Бесприданница» Петра Фоменко

    Мастера эпохи Фоменко по-прежнему содержат в себе мощнейший заряд гуманизма, их иносказательность максимально эстетична, а режиссерский язык отличается ювелирной тонкостью. Театр Фоменко — это очень интеллигентный по своей природе, тихий, даже шепчущий театр. Классический текст у Фоменко не подвергается насилию современного лобового прочтения, он, скорее, изысканно, аккуратными мазками интерпретируется, с помощью едва заметных оттенков-акцентов дополняется и плавно переходит в иное идейно-содержательное русло
  • Рожеві сльози

    Спектакль «Рожевий міст» по роману Роберта Джеймса Уоллера «Мости округу Медісон» поставила дочка Роговцевої Катерина Степанкова на «замовлення» матері. Можна вважати, що це перша повноцінна масштабна постановка Степанкової. Дебютувала акторка-режисер мелодрамою про мрії і про історії, що можуть тривати всього 4 дні, а лишати по собі 20 років пам’яті і 20 років кохання. Офіційне святкування ювілею Ади Роговцевої пройде 2 листопада в Театрі ім. І. Франка виставою «Якість зірки» у постановці Олексія Лісовця.
  • Доктор Франкенштейн

    Джонни Ли Миллер и Бенедикт Камбербэтч в известной британской постановке
  • Два в одному. «Едіп. Собача будка»

    Влад Троїцький поставив до цьогорічного Гогольфесту найсуперечливішу і найрадикальнішу виставу театру «ДАХ — Едіп. Собача будка». Два, фактично, різних спектаклі, розділені антрактом, демонструють діалектичну єдність жорсткої прямолінійності та вишуканої краси.
  • Мат и злость в прошлом

    О том, как в театре «Актер» показали открытую репетицию по мотивам культового романа Чака Паланика

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?