Немного Бродского в Театре на Подоле15 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Когда просыпаются Поэты…

Спектакль: «Люксембургский сад»

Режиссёр-постановщик — заслуженный артист Украины Игорь Славинский

Сценография — Мария Погребняка

Художник по костюмам — Нина Руденко

В ролях: Виктория Булитко, Анна Тамбова, Василий Кухарский,

Максим Грубер, Анна Андреева

В Театре на Подоле, в его уютной камерной части, той, что на Андреевском спуске, Игорь Славинский, режиссерствующий актер этого театра, создал красочный эмоциональный спектакль-феерию, соединив стихи Иосифа Бродского и популярные песни о любви. В результате получилась своеобразная театрализованная фантазия в стихах на тему Парижа, гуляя по которому лирический герой «Двадцати сонетов к Марии Стюарт», хмельной русский поэт, забредает в Люксембургский сад, где встречает статую печально известной шотландской королевы.

Пылкий поэт (Василий Кухарской) набрасывает на каменную Марию Стюарт (Анна Андреева) свой пиджак. Фото Театра на Подоле Пылкий поэт (Василий Кухарской) набрасывает на каменную Марию Стюарт (Анна Андреева) свой пиджак. Фото Театра на Подоле

«Двадцать сонетов» И. Бродского интеллектуальны, эмоциональны и даже чуточку грубы, в них эпатажная развязность тона и язвительность образов прекрасно контрастирует со строгостью сонетной формы. Горькая, даже жесткая любовная лирика сонетов исполнена ироническими аллюзиями на произведения Пушкина, Блока и Шиллера.

Игорь Славинский неоднократно ставил спектакли на стихи русских поэтов: Марины Цветаевой — «Любви странные туманы», Осипа Мандельштама — «Шерри-бренди» (Театр на Подоле), Булата Окуджавы — «В барабанном переулке» (театр «Сузір’я»). Как режиссеру ему присуща сценическая мягкость и романтизм, возможно, поэтому поэзия на сцене ему удается хорошо, как никому. Стоит заметить, что Славинский сегодня чуть ли не единственный постановщик в Киеве, работающий с поэтическими текстами.

Едкий цинизм поэта-повесы в бравурном исполнении Василия Кухарского сглажен легким флером романтизма и французским шансоном в исполнении Виктории Булитко и Анны Тамбовой. Девушки, играя роли шансонье и городской сумасшедшей, вместе с другом поэта в исполнении сдержанного Максима Грубера, становятся фоном любовной истории между героем и ожившей благодаря его стихам статуей Марии Стюарт.

Виктория Булитко и Анна Тамбова дружно распевают шансон. Фото Андрея Коротича Виктория Булитко и Анна Тамбова дружно распевают шансон. Фото Андрея Коротича

Королева Шотландии, величаво ступает по узкой, похожей на подиум, дорожке меж рядов зрительских стульев, исполняя песню I am still a queen. Дальше спектакль, начавшийся кафешантанным распевом французского шансона, превращается в стихийное действие, в котором поют на русском, английском, французском, читают стихи Бродского, дерутся, оскорбляют, мирятся и все это без привычных нам реплик. Песни и стихи выступают в этом спектакле в роли драматического текста пьесы. И в ответ на какой-то резкий отрывок из «Двадцати сонетов» можно услышать невероятно трогательную песню о любви.

Анна Тамбова в роли забавной городской сумасшедшей. Фото Андрея Коротича Анна Тамбова в роли забавной городской сумасшедшей. Фото Андрея Коротича

Максим Грубер, друг поэта, тоже изъясняется стихами и песнями Максим Грубер, друг поэта, тоже изъясняется стихами и песнями

Этот яркий, красивый, живой спектакль-эмоция дарит то, что не всегда может дать драматический текстовый театр — отдохновение в лирике. С одной стороны, это легкий песенный жанр, слегка инфантильный, если вспомнить фабулу: шансонье, городская сумасшедшая, поэт, его друг и статуя шотландской королевы до утра бегают по Люксембургскому саду, поют песни, объясняются в любви, а потом неизбежно засыпают. С другой стороны, этот мюзикл дарит зрителю яркое переживание любви, обновляя и возрождая его. Когда поэт проснется, то его Мария Стюарт по-прежнему будет каменной. Только та любовь — любовь, которая не случилась, а что могло случиться между русским поэтом и статуей шотландской королевы в парижском саду? Этот печальный диссонанс — самое чистое качество любви в ее невозможности — тонко и красиво запечатлено в спектакле Игорем Славинским.

Мария Стюарт - ожившее величие. Фото Андрея Коротича Мария Стюарт - ожившее величие. Фото Андрея Коротича

Мари, теперь в Шотландии есть шерсть
(все выглядит как новое из чистки).
Жизнь бег свой останавливает в шесть,
на солнечном не сказываясь диске.
В озерах — и
по-прежнему им несть
числа — явились монстры (василиски).
И скоро будет собственная нефть,
шотландская, в бутылках
из-под виски.
Шотландия, как видишь, обошлась.
И Англия, мне думается, тоже.
И ты в саду французском непохожа
на ту, с ума сводившую вчерась.
И дамы есть, чтоб предпочесть тебе их,
но непохожие на вас обеих.


Другие статьи из этого раздела
  • Театр по колу

    Вперше на київській сцені, в Молодому театрі, свою роботу представив режисер Андрій Бакіров, який ставить спектаклі по всій Україні. Для київського дебюту він обрав п’єсу безкомпромісного песиміста, відомого французького драматурга ХХ ст. Жана Ануя «Коломба». Завдання амбіційне і важке, з огляду на те, що улюбленим жанром Ануя була трагедія. А його світи — це завжди жорстоке зіткнення і протиставлення ідеалу з реальністю. На сцені стрімко розгортається трагедія кинутого зрадженого ідеаліста
  • Овечка Дора: «Сексуальные неврозы наших родителей»

    В предновогоднее суетливое время раздался театральный залп спектаклей, который выпустил из обоймы театра «ДАХ» режиссер Владислав Троицкий. Отладив шекспировские этно-мистерии, соорудив Климовскую серию по Достоевскому, Троицкий обратился к современной агрессивной драматургии. Одна за другой вышли русская антиутопия-вестерн Юрия Клавдиева «Анна» и «Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Берфуса. Ни какой другой театр в Киеве не ставит агрессивную современную драматургию, и не просто драматургию, а социальную пьесу — такую популярную сейчас в Европе и в России наряду с документальной
  • Любов — гра… декорацій

    Стрижневим мотивом постановки є кохання, що переслідує героїв, не приносячи їм щастя. Воно має чимало складних іпостасей: це кохання-пекло і кохання-гріх, кохання-забавка і кохання-самоствердження. На його руїнах ніхто з героїв так і не зміг побудувати власного майбутнього, і тому дія спектаклю розгортається на фоні декорацій недобудованого дому, розкиданих цеглин і повітряного змія — символу бажаної і нездійсненної легкості буття
  • Фінська сага: сонце не зійде ніколи

    В Театрі на Подолі, на малій сцені, Андрієвський узвіз 20, фіни поставили фінів. Тобто фінський режисер Йоель Лехтонен поставив фінського драматурга Крістіана Смедса. Інтимний зворушливий спектакль «Дедалі темніший будинок», тьмяний і загадковий, наводнений привидами, спогадами, почуттями вини, химерами і капризами старості. Вистава сповнена побутового трагізму піднятого до поетичного сприйняття. І хоч сюжетно Смедс заклав містичні заплутані історії старого дому, незрозумілі підміни батька на сина і навпаки, в дусі опіумного По, але крізь це все проступає палімпсестами просте цілісне життя. Життя як окремий світ, світ де вже не люди, а лише тіні розмахують руками на скелях в променях сонця, що вже зайшло
  • Приговор Медея

    Поставленная в 2009 году Кама Гинкасом «Медея» в Московском ТЮЗе однозначно является образцом сложного и высокого искусства. Русская режиссерская школа учитывает все: текст, игру актеров, их тональность, ритм, мизансцены, декорации. Ни одного пустого звука, ни одного холостого движения — в  «Медее» все работает на укрупненную Гинкасом идею — Права на трагедию. Это спектакль противопоставлений и контрастов

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?