«Монологи вагины» в Киеве15 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Откровение или спекуляция?

25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности. Ив Энцлер проинтервьюировала около 200 американских девушек и женщин, составив из их откровенных признаний серию монологов о том, как женщина входит в мужской мир, сталкиваясь с непониманием, нелюбовью, насилием и унижением. Эти монологи постоянно дописываются, так в 2003 году драматург дописала монологи о женщинах в Афганистане под властью Талибана.

В нашем новом мире, где царит видимое, задекларированное равноправие полов, под маской сексуальной революции укрылось взаимное непонимание, несовпадение идентификаций и целей. Женщины стали похожими на мужчин больше, чем сами мужчины, но осознание этого как проблемы не приходит, несмотря на существующий и открытый конфликт женского и мужского начала. Именно поэтому проекты по типу «Монологов вагины» так важны, ведь театр дает возможность посмотреть на явление дистанционно: женщинам понять себя, мужчинам — понять женщин. Можно долго спорить о художественной ценности этой пьесы, но она поднимает социально важный вопрос, пусть он и пребывает в некоторой спекулятивной плоскости: пытаясь быть женским катехизисом, «Монологи» говорят по большей мере о физиологии.

Сначала Энцлер сама исполняла свои монологи на Off-Broadway, потом пьеса стала символом V-дня и борьбы против насилия над женщинами во всем мире, к 2001-м году в ее постановке были задействованы такие звезды как Вайнона Райдер и Вупи Голдберг. «Монологи» переведены на 45 языков мира, игралась более чем в 130 странах. Ив Энцлер — организатор V-движения против физического и сексуального насилия над женщинами. По всей Америке с 1998-го года (год основания V-дня — дня Вагины) 14 февраля в колледжах, школах проходят аматерские и профессиональные постановки «Монологов вагины», сборы от которых идут на борьбу против насилия над женщинами. А почетными членами «Хора Вульви» (название взято с сайта V-дня), которые так или иначе поддерживают день-V, или играли в «Монологах вагины», являются Вупи Голдберг, Вайнона Райдер, Мерил Стрип и другие знаменитые женщины.

В России «Монологи вагины» увидели в 2003 году на Чеховском фестивале в исполнении Штутгарского театра, пьесу обругали, Штутгарских актрис похвалили за смелость и за исполнение. В этом же году Джулиано ди Капуа поставил эту пьесу в Вильнюсе в Литве и привез на фестиваль «Новая драма» в Москву. Через два года, в 2005-ом он уже сделает премьеру в Петербурге, именно этот спектакль увидят киевляне в конце марта.

Монологи ди Капу разделил на четырех актрис, играют: Наталия Кудрявцева, Марина Рокина, Елена Липец и уже знакомая киевлянам по представлению «Мокрая свадьба» питерского театра АХЕ (Гогольфест 2008) Илона Маркарова. Посреди сцены некое символическое углубление, остальное пространство отдано пустоте, чтобы не отвлекать от огненно-красных актрис. Для Джулиано ди Капуа красный цвет это не цвет агрессии, но цвет победы, а «Монологи вагины» — ода женщине, и попытка внести гармонию посредством искусства в мир мужчин и женщин.

Эту постановку стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы знать, что мы отрицаем, а что приемлем, и определить, является ли это искренним кричащим высказыванием или попросту спекуляцией на табуированные темы.


20, 28 марта, 19:00

Гастроли «Монологи вагины»

Concert-hall FreeДом,

Билеты: 600 — 1500 грн.


Другие статьи из этого раздела
  • Театр по колу

    Вперше на київській сцені, в Молодому театрі, свою роботу представив режисер Андрій Бакіров, який ставить спектаклі по всій Україні. Для київського дебюту він обрав п’єсу безкомпромісного песиміста, відомого французького драматурга ХХ ст. Жана Ануя «Коломба». Завдання амбіційне і важке, з огляду на те, що улюбленим жанром Ануя була трагедія. А його світи — це завжди жорстоке зіткнення і протиставлення ідеалу з реальністю. На сцені стрімко розгортається трагедія кинутого зрадженого ідеаліста
  • Прерванный эксгибиционизм

    Театральный критик Сергей Васильев и актриса Татьяна Круликовская создали своеобразный спектакль по отрывку романа «Невиновные» австрийского писателя и философа Германа Броха. «Святая похоть служанки Церлины» театра «Сузір’я» — это монолог-самообличение (литературная редакция и адаптация — Сергей Васильев), в котором святая грешница Церлина предстает грубой, простой, неприятной, а вместе с тем, забавной и обаятельной особой.
  • Цнотливий апельсин

    В Українському культурному просторі надміру перебродивший роман Берджеса «Механічний апельсин» отримав своє сценічне вираження в постановці молодого режисера Максима Голенка на сцені Свободного театру. Першоваріант цієї постановки був показаний ще в НАУКМА, в більш адекватній для нього камерній обстановці. Тепер же спектакль є репертуарним у Свободному театрі, і побачити його можна двічі на місяць на Межигірській, 2
  • Чехов Митницкого: трагедия личности

    С каким бы оправданным уважением мы бы не относились к классике, надо признать, что и она устаревает и перестает с нами, современниками, говорить. В чеховских текстах есть нечто не столько устаревшее, сколько диссонирующее с нашим временем, с нами, с нашим ритмом. Меланхолия, мечтательность, неопределенность и медлительность начала 20 века,  — все это не свойственно нашему миру, мы люди другого мирочувствования, мировоззрения и ритма.
  • Неистовая нежность Медеи

    Еще романтики в ХVIII веке в жабо да с пышными манжетами считали, что искусственность это не просто хорошо, а только так может быть красиво. Вот этот постулат, подхваченный позже Оскаром Уайльдом, и продемонстрировала 25 октября в театре «Сузір’я» изысканная и искусственная Лариса Парис в роле зловещей Медеи, создав ее совсем Инной. Тихо шепчущей, подлой и любящей с картинными жестами, нарочитыми движениями, инопланетной.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?
светодиодная подсветка торпеды в Санкт-Петербурге | новости