ГогольFest: ожидаемое21 апреля 2008

Текст Марыси Никитюк

Даты: 6–25 мая 2008

Где: Мыстецкий Арсенал, ул. Ивана Мазепы, 30

(бывшая ул. Январского восстания, 28. Метро Арсенальная)

Президент фестиваля: Влад Троицкий

Вице-президент: Катрин Зингер-Захарьева

Меценат: Владимир Стадник, директор GrandGallery

Конец апреля — преддверие большого праздника, во всяком случае, праздника культуры. ГогольFest, бывший до недавнего времени под угрозой срыва, из-за начавшихся робот по реконструкции Арсенала, перешел со стадии организационного планирования в стадию активной подготовки. Работники загружены: пространство Арсенала подготавливается к вмещению разных видов искусств. Идейный инициатор Влад Троицкий назвал свое детище «культурным моллом», где, как в огромном супермаркете, можно найти все: литературу, музыку, театр, изобразительное искусство и даже другие фестивали (в рамках Гогольфеста пройдут дни анимационного «Крока», киношной «Молодости», Джаз-Коктебеля и т.д.).

Нулевым этапом фестиваля Влад Троицкий назвал осеннюю попытку насытить произведениями искусств помещение Арсенала. Впрочем, самый организованный ГогольFest, скорее всего, состоится на годовщину украинского писателя, то есть следующей весной. Но то, что произойдет в мае 2008-го, вероятно, тоже будет культурным шоком. Театральная, музыкальная и выставочная составляющие фестиваля обещают быть более чем интересными и, в отличие от прошлого ГогольFest, хорошо организованными. Загадочный Картель кураторов, одним из представителей которого является известный певец, хозяин «ЯГалереи» Паша Гудимов, покажет 13 кураторских проектов.

Фото Ольги Закревской. Паша Гудимов и Владимир Стадник Фото Ольги Закревской. Паша Гудимов и Владимир Стадник

Арсенал поделят на официальное и андеграундное отделение, андеграундное, как и подобает, развернется в подвалах, в грубых неотесанных подвалах бывшего военного завода Арсенал. Игорь Дитковский (генеральный директор культурного комплекса Арсенал) как представитель чиновничьего крыла организации заверил всех, что место «рождения фестиваля равняется месту проживания и смерти». Это значит, что ГогольFest будет только в Арсенале, и больше нигде. Фигура Гоголя, стоит заметить, в данном случае является аккумулятивной, точкой сбора украинского современного искусства. Гоголь идеально подходит — украинскость в нем магическая, а не шароварная, он известен в мире, и он достаточно европейский писатель. Конечно, это и «наш ответ Чемберлену» — сильный голос за право на Гоголя, ведь в России к 200-летию писателя готовятся не менее тщательно.

Фото Ольги Закревской. Катрин Зингер, Влад Троицкий, Игорь Дидковский Фото Ольги Закревской. Катрин Зингер, Влад Троицкий, Игорь Дидковский

По инициативе издательства об искусстве «Кульбит» и издательства «Кальвария» у ГогольFest будет и своя газета, распространяемая у станций метро и возле университетов. Программа ГогольFest насыщена: по две-три акции в день, сюда же подверстывается и серия мастер-классов именитых режиссеров, музыкантов, художников. Что касается театра, Киев еще не видел столько чудных работ подряд, столько режиссерских имен в одном майском месяце.

Владимир Панков— московский режиссер, тонкий алхимик звука и действия, с собственным стилем, который даже получил особое название — sound-драма. Панков создал на пересечении мюзикла, драматического спектакля, рок-оперы и джаз-концерта серию чудесных спектаклей: «Красной ниткой», «Док.тор» и «Молодец» — безумный, зыбкий, сценический текст по не менее безумному тексту Марины Цветаевой (поэма «Молодец»). Музыка у Панкова является еще одним актером, а не составляющей. «Гоголь-вечера», которые будут показаны в рамках ГогольFest — невероятно голосистое зрелище, аутентический Гоголь, переведенный на язык музыки и танца (литературный материал — Гоголь мистический: «Майская ночь или утопленница»).

Гоголь вечера Владимира Панкова Гоголь вечера Владимира Панкова

Еще один московский режиссер, представитель театрального андеграунда, Борис Юхананов, приедет со скандально известным киноклубом «Сине Фантом», а также привезет свой убойный интеллектуальный, особенно с точки зрения юмора, спектакль «ЛабораТория. Голем. Венская репетиция». Спектакль является обсуждением самого себя. Репетиция его была показана на Венском фестивале еврейских театров, и там произошло обсуждение спектакля, которое теперь включено в тело постановки. История Голема и Мегамагарала (его создателя) — история творца и сотворенного, их взаимоотношения, вполне может быть историей театра, объясняющей его природу, неразрывность связи актер-режиссер. Фонтанирующее энергией, интеллектуальное зрелище, которое обязательно всем стоит увидеть.

Обещан в программе и львовский Театр им. Курбаса, три месяца назад посетивший Киев с масштабными гастролями. Львовяне покажут лирический и смешной спектакль «В ожидании Годо» Сэмюеля Беккета. Сюрненький балаган, который никогда не утратит актуальность, по крайней мере, для этого театра, ибо они играют свое собственное ожидание режиссера, чуда, бога (спектакль поставлен в то время, когда Владимир Кучинский, бессменный художественный руководитель театра, во второй раз из него ушел). Да, еще курбасовцы сообразят хоровое пение Ирмосов— религиозных украинских песнопений времен барокко. Завораживающее, энергетически светлое, легкое пение поднимется под купол Арсенала, открывая его звездный акустический потенциал.

Фото Андрея Божка. «В ожидании Годо» Олег Цена — Поццо и Николай Береза — Лаки Фото Андрея Божка. «В ожидании Годо» Олег Цена — Поццо и Николай Береза — Лаки

Береговский национальный театр, где творит Атилла Виднянский, режиссер, для которого в институте Карпенка-Карого был собран особый набор студентов закарпатских венгров, один из удивительнейших курсов института. Береговский театр, говорят, похож на цыганский табор: актеры много путешествуют, возя своих детей за собой. Хотя театр вроде как находится на территории Украины, но живет по большей части за счет Венгрии. Они покажут спектакль «Три сестры» в постановке Виднянского, и «Гамлет. Смерть-Сон» в постановке Влада Троицкого.

Приедет и питерское чудо, инженерный театр «АХЕ», который ведут художники Максим Исаев и Павел Семченко, со спектаклем «Мокрая свадьба». Этот театр специализируется на творении чудес. Искушенный зритель и критик уже давно не удивляются в театре (особенно, в украинском театре), но «АХЕ» наверняка удивится.

С украинской стороны на ГогольFest прибудет незабвенный Жолдак, не то изгнанник, не то скандалист-одиночка. Привезенный им«Один день Ивана Денисовича», который и привезет Жолдак, четыре года назад на Московском фестивале NET был воспринят агрессивно, даже Солженицын письма писал, вроде как обижался. Зрителю покажут эстетизированное, нагроможденное визуальными метафорами понимания тоталитарной машины: вот например, на спектакль с овчарками сопровождают (милая игра в насилие), беснующихся показывают. В почти безмолвствующем действие, с парочкой-другой монологов на весь спектакль, Солженицына и, правда, немного, зато предостаточно Жолдака, которого все так любят и ненавидят.

В спектакле «Один день Ивана Денисовича» разбивают друг о друга полторы тысячи яиц В спектакле «Один день Ивана Денисовича» разбивают друг о друга полторы тысячи яиц

Также выступит «КиевМодерн» балет со своим лучшим танцевальным спектаклем «Дождь». ДАХ представит на фестивале одну серию Украины Мистычной — «Король Лир» и последнюю свою премьеру «Бесхребетность» по пьесе Ингрид Лаузунд.

В программе заявлены также знаменитый дрезденский театр «Дерево», венгерский CsokonaiTheatre, и киевская Творческая мастерская «Театр марионеток» М. Яремчука. К сожалению, Театр марионеток покажет свою последнюю премьеру полукукольный, полудраматический спектакль «Макбет». Он так и застрял в метажанровой пропасти: не куклы и не актеры… надрывающееся зрелище, где попытка кукольников проапгрейдиться в драмактеров раздражает лобовым упорством и режиссерской грубой выкройкой.

Откроется ГогольFest перформансом Влада Троицкого и команды ДАХа. Многие до сих пор помнят прошлогоднее открытие «фонда Ейдос» — водно-огненный перформанс — «Белый Босх», в этом году, надо надеяться, будет не менее сказочное зрелище.


Другие статьи из этого раздела
  • Містична Ірен та духи

    У квітні в Центрі Леся Курбаса відбувся показ постановки Харківського національного театру «Ірен та духи» за мотивами п’єси Н.Коляди «Америка Росії подарувала пароплав» у режисурі О.Ковшуна
  • Почти как настоящие

    В канун Нового года в центре современного искусства им. Леся Курбаса в Киеве сыграли довольно интересную и неожиданную премьеру. И хотя воплощение на киевской сцене двух культовых женских фигур периода Третьего Рейха и Второй мировой ничего не предвещало, возможно, именно такое неожиданное появление «Марлени» ─ расшифровывающееся как Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь ─ привлекло к центру Леся Курбаса театральную общественность, отвоевав ее у предпраздничной суеты
  • «Буря», которой лучше бы не произойти

    Появление на сцене театра им. И.Франко Шекспировской «Бури» — яркий, но в целом бесполезный подвиг. Эта сложная пьеса с большим количеством героев, в отличие от популярно театральных произведений Шекспира, ставилась редко и требовала своего режиссерского прочтения. Сергей Маслобойщиков как режиссер-постановщик, похоже, своего замысла не имел. Претензия поставить одно из самых сложных и редко играемых произведений Шекспира силами коллектива национальной сцены не оправдала себя. Несмотря на бесспорно красивую сценографию, созданную С.Маслобойщиковым, хорошие костюмы и визуально-художественный ряд, спектакль получился аморфным, затянутым, запутанным и скучным
  • Эхо Промзоны

    На ГогольФесте идеолог и организатор фестиваля Влад Троицкий показал кроме уже существующих в условиях театра «ДАХ»«Эдипа. Собачья будка» и  «Короля Лира», новую постановку-эскиз «Школа не театрального искусства». Ею он продемонстрировал грамотное обхождение с пространством промзоны и тонкое кураторство, благодаря которому удалось связать воедино этюды актеров. На повестку дня Троицкий вместе с  «ДАХом» вынес главный вопрос. — О Театре. О театре как об искусстве, о театре как о жизни и жизненном пути
  • Музыка вместо сумбура «Воццек» Альбана Берга в Большом театре

    «Столпы общества балуются ролевыми играми, пользуясь услугами менеджера среднего звена». «Затурканный офисный планктон пришил сожительницу». «Прижитый во грехе ребёнок играл в компьютерные игры, не замечая разлагающегося трупа матери»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?