В защиту меньшинства: «Дело Менделя Бейлиса»07 ноября 2017

Текст Кати Теллер

Фото со спектаклей «Дело Менделя Бейлиса» и «Майдан. Прогулка» с официальной страницы Pic Pic в фейбуке

Если вбить в поисковике слово аудиотур, он заботливо сообщит, что это путеводитель или справочник о городе или конкретном маршруте, голос, который ведет туриста по заранее обозначенным достопримечательностям. Отличие театрального аудиотура в том, что он предполагает не просто прогулку, а следование некому сюжету, который лежит в основе пьесы или сценария. Нередко зрителю предлагают выйти за рамки пассивного слушателя и стать частью перформативной программы. Этот формат не похож на привычный спектакль и больше напоминает экскурсию с театральными элементами.

Аудиотур «Дело Менделя Бейлиса» киевской компании Pic Pic, созданной режиссером Петром Армяновски и драматургом Дмитрием Левицким, основан на скандальной истории, которая произошла более 100 лет назад, а сегодня обросла новыми смыслами. В начале XX века в Киеве состоялся громкий судебный процесс над евреем Менделем Бейлисом – приказчиком на кирпичном заводе, обвиненном в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. Тело Андрея Ющинского нашли в одной из пещер на Лукьяновке с 47-ю колотыми ранами. Участников тура приглашают на философскую экскурсию по следам этого происшествия, чтобы понять действительно ли Бейлис виновен в убийстве.

Любопытный зритель может заранее выяснить, что герой был осужден несправедливо, а настоящего убийцу так и не нашли. Возникает резонный вопрос: есть ли смысл идти на тур тем, кто сперва гуглит сюжет? Однозначно есть. Мендель Бейлис – представитель этнического меньшинства, жертва предубеждений и корыстных целей крайне правых политиков Российской империи. Аудиотур Pic Pic не случайно начинается у кинотеатра «Жовтень», который в 2014 году сильно пострадал от пожара, спровоцированного показом ЛГБТ-картины «Летние ночи» – авторы аккуратно связывают эти истории, напоминая, что меньшинства все так же являются мишенью для насмешек и агрессии.

Меланхоличная музыка лондонского композитора Джонни Фокса и медитативный голос Тамары Труновой заставляют не столько следить за сюжетом, сколько углубиться в собственные мысли и попытаться понять почему даже через сто лет те же группы населения страдают от нетерпимости и предрассудков. Создатели проекта призывают зрителей понаблюдать за случайными прохожими, обобщенно – социумом, а затем стать объектом их внимания, выполняя несложные коллективные команды.

Элементарный прием позволяет сначала почувствовать себя частью целого, а затем – аутсайдером, на которого прохожие смотрят с любопытством и недоумением. Надо признать, что всего пять минут подобного интерактива способны вызвать тревожные, неприятные ощущения, а ведь некоторым приходится жить под гнетом общественного непонимания и неприятия, по расовым, религиозным, сексуальным и другим признакам, всю жизнь. На определенном этапе история Менделя становится лишь фоном для прогулки, главная задача которой – с высоты холма Юрковица увидеть старый город, который хранит не только светлые воспоминания, но и страшные тайны, внимательнее присмотреться к окружающим и, главное, – заглянуть внутрь себя, чтобы понять как и где зарождается невежество и суметь вовремя его «придушить».


Другие статьи из этого раздела
  • Под чужую будку

    ДАХ поставил «Эдипа» про Украину
  • Черное сердце тоже болит

    Говоря о любви, о долге, о роке, о власти ─ обо все том, что будет грызть человеческое сердце до скончания мира, шекспировская драматургия действительно никогда не утратит своей актуальности. Чем дальше мы уходим от «золотого века Англии», тем ближе и понятнее нам становятся ее неумирающие страсти. Сколько бы ни было написано прекрасных новых текстов, шекспировские навсегда останутся объектом вожделения для театральных режиссеров, они же будут их испытанием на зрелость. Андрей Билоус в постановке «Ричарда» сделал ставку на психологический анализ первоисточника и неожиданно гуманистическое прочтение характеров.
  • Когда Народ и Чума едины

    В Bilyts Art Centre показали спектакль о борьбе за власть и пребывание в страхе
  • Чехов Митницкого: трагедия личности

    С каким бы оправданным уважением мы бы не относились к классике, надо признать, что и она устаревает и перестает с нами, современниками, говорить. В чеховских текстах есть нечто не столько устаревшее, сколько диссонирующее с нашим временем, с нами, с нашим ритмом. Меланхолия, мечтательность, неопределенность и медлительность начала 20 века,  — все это не свойственно нашему миру, мы люди другого мирочувствования, мировоззрения и ритма.
  • Испытание Вагнером

    Репертуар Киевской Оперы топчется вокруг «шлягеров» XIX — начало XX веков. В него включены «обязательные» произведения украинской музыки, ведь без  «Тараса Бульбы» и  «Запорожца за Дунаем», по мнению театральных менеджеров, никак не обойтись украинскому слушателю. Зачем ему, меломану, в самом деле, моноопера «Нежность» Виталия Губаренко? Архаичные постановки добротно «украшены» анахроничными актерскими приёмами: «Посмотрите, как взволнованно я заламываю руки» или  «Мы словно целуемся, поэтому мы отвернулись от публики»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?