Коммуналка для Театра31 января 2011

Текст Марыси Никитюк

Фото Андрея Божка

В 1927 году в Париже, чтобы выжить, но остаться верными своему искусству, четыре французских режиссера объединились в «Картель четырех», создав модель некоммерческого театра. Нечто схожее сегодня вынуждены сделать и киевские театры, потому что в их выживании заинтересованы исключительно они сами.

21 января 2011 года в Киеве, в «Дворце Украина», презентовали новую театральную сцену для бездомных театров, и театров, которые ютятся на чрезвычайно малых квадратных метрах. Проект создан спонтанно без какой-либо государственной директивы, без особой поддержки, собственно, из необходимости, из безнадежности, из безысходности и на энтузиазме. Новую театральную площадку образовали в пресс-центре «Дворца», назвав «Малой сценой». Синициированный театральным агентством Time-Art и руководством «ДУ» проект под названием «B.Room» проработал весь прошлогодний декабрь, продемонстрировав свою жизнеспособность. Вокруг него собрались театральные коллективы с малыми сценами, например, «Вильна сцена» Дмитрия Богомазова и бездомные театры, такие как «Свободный театр», который вот уже 13 лет занят исключительно выживанием, а не творчеством.

«Упопабуласобака» «Упопабуласобака»

Идея такова: есть территория — Малый зал «ДУ», на ней в течение месяца разнообразные театры показывают свои спектакли. Получается почти «свободная площадка», на которой все участники могут показать свои постановки в равных условиях, на равных и очень выгодных арендных ставках («Дворец Украина» начал этот альтруистический проект в память о Николае Мозговом, бывшем своем директоре, который мечтал о Малой сцене).

«B.Room» не имеет идеологических, эстетических установок, то есть, фактически, открыт для всех. Совершенно разные театры с разной публикой собрались под его крышей. Пока театры работают «себе в убыток», но театральные компании рады и благодарны тому, что у них есть, пусть съемный и коммунальный, но радушный дом.

Андрей Билоус на презентации проекта B.Room Андрей Билоус на презентации проекта B.Room

Театры-участники:

Театральная мастерская Андрея Билоуса

Киевский театр «Вильна сцена»

«Свободный театр»

Первый женский театр

Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

«Светлый театр»

Киевский театр эстрады

Мим-театр эксцентрики и буффонады Happy People

Киевский театр поэзии и песни им. В. Высоцкого

Теперь задача проекта и задействованных в нем театров — приучить «местную» публику к тому, что в округе есть драматический театр, и что туда можно и даже нужно ходить. Елена Богомазова отметила, что уже в их стационарную «Вильную сцену» на Гончара, 71 стали приходить новые лица, и это благодаря показам в «ДУ».

Елена Богомазова. «Вильна сцена» Елена Богомазова. «Вильна сцена»

К проекту могут присоединиться любые театры, в том числе и начинающие, достаточно иметь идеи и актерскую команду. Сложно пока только с постановкой новых проектов, потому как репетиции проводить на Малой сцене «ДУ» — слишком дорого, здесь есть смысл показывать уже готовый проект. Но репетиционную базу можно попробовать найти и самостоятельно, к тому же, Андрей Билоус планирует создать самостоятельное репетиционное помещение.

Первым проектом, рожденным исключительно под «B.Room» является искренний и энергичный студенческий спектакль режиссерского курса Андрея Билоуса «Упопабуласобака» по произведениям абсурдистов. Пьесы Ионеско, Мрожека, Аррабля скреплены сквозной беккетовской темой, поисками «Годо». Спектакль, конечно, еще сырой, но сделан на удивление красочно и с азартом, его не стоит оценивать как взрослую профессиональную постановку (его ведь поставили третьекурсники), но это — веселый интеллектуальный капустник. Особенно чудной получился кусочек по Фернанду Аррабля «Пикник».

«Упопабуласобака», завершение «Пикника» «Упопабуласобака», завершение «Пикника»

Появление «B.Roomа» не может не радовать, ведь это — новый театр в центре города, который способен объединить множество обездоленных коллективов. Хочется верить, что эта площадка станет местом театрального эксперимента, и здесь будут рождаться новые яркие проекты, новые имена, новые жанры, и театр в Киеве, возможно, на одну сцену станет живее.

Впервые опубликовано наwww.polit.ua

Ждем Годо Ждем Годо


Другие статьи из этого раздела
  • Театр на барикадах

    Написано перші дві п єси про Євромайдан
  • Уличные порядки

    Ярослав Федоришин — один из самых активных и востребованных за границей постановщиков Украины. Театральному делу он учился в Харьковском театральном институте им. И. Котляревского у Всеволода Цветкова, а также в Московском институте театрального искусства у легендарного режиссера Анатолия Эфроса. В 1990-м году он создал Львовский духовный театр «Воскресіння», через два года — организовал во Львове международный театральный фестиваль «Золотой Лев», который за годы его существования посетило с гастролями более 300 театров из 60 стран мира
  • Дэвид Линч. Киевская прогулка

    Недавний приезд в Украину культового режиссера Дэвида Линча, автора сериала «Твин Пикс», стал событием, если не всенародным, то культурным. В Киев знаменитый режиссер приехал презентовать свою книгу «Поймать большую рыбу. Медитация, осознание, творчество», изданную в Москве, и якобы уже переводимую на украинский язык, а также представить свой фонд, финансирующий программы по трансцендентальной медитации для детей и молодежи, и проанонсировать его представительство в Киеве
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?