Эротика в древнем Риме:08 июня 2009

Часть2

«Искусство малых форм. Геммы»

Текст Евгения Роика


До нас дошло сравнительно большое количество произведений глиптики — искусства резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях — гемм (камей — камней с выпуклым и инталий — камней с врезанным изображением). Это объясняется прочностью материала и тем, что со всех камей делались обычно многочисленные отливы из стекла. Именно последнее обстоятельство объясняет ту большую роль камей в деле распространения эротически-сатирических изображений, которую они (камеи) могли и должны были играть наряду с монетами и медалями. Ибо только таким путем изображение могло распространятся в сотнях экземпляров и легко переходить из рук в руки.


Среди эротических камей античного мира можно найти целое множество, отличающихся такой художественной красотой, что самый мотив совершенно утрачивает свой, якобы, низменный характер и зачастую предстает перед зрителем в самом возвышенном свете. Многие из них исполнены выдающимися греческими резчиками по камню того времени.

Геммы Геммы

Преимущественными мотивами таких изображений служили галантные любовные игры богов и известных людей, любовь Леды и лебедя, вакхические процессии с эротическими оргиями, празднества в честь Приапа, фаллические мотивы и положения в половом акте. Все, что поэтически одаренные сатирики создавали словом, смело и дерзко воспроизводилось и здесь, на камне, бронзе или глине. Вот колесо фортуны, оно свидетельствует о ненасытности женщин в любви. Жадными руками хватается она за любовь, как за соблазнительные плоды, а так как для удовлетворения их любовной жажды нужно много мужчин, угодливый Амур непрестанно вращает колесо счастья. Любовную жажду знатных матрон высмеивают, изображения их тайных посещений Приапа. Другие изображают страсть женщин к разнообразию, их неверность и пр. Сатирические произведения не оставляют в покое и мужчин: они рассказывают о совращении целомудренных девушек и малолетних, про оргии, которые справляют они на пиршествах у своих гетер и т.п. Короче говоря, здесь находит себе правдивый показ всего того, что значилось в длинном перечне грехов и пороков того времени.

Геммы Геммы


Алкивиад изображался самым легкомысленным любовником своего времени и, подобно Цезарю, мужем всех женщин. Сатирик изобразил его поэтому попросту в виде странствующего фаллоса, вокруг которого летает бабочка — любовь женщин. Многочисленные камеи повествуют об излишествах Цезаря, Августа, Марк Антония: Цезарь и Клеопатра, Цезарь и его дядя Август, Цезарь и Муция, жена Марка Красса; Август и Ливия, Август и жена Мецената, Август и его дочь Юлия; Марк Антоний и Клеопатра, Марк Антоний в образе Геркулеса с гетерой Цитерой и т.д.


Нет недостатка, с другой стороны, и в женщинах: Камеи изображают, как Помпея, жена Цезаря, приводит к своему развратному мужу сестру Катона, пылкую Сервилию; как Ливия устраивает развлечение своему супругу Августу с двумя прекрасными девушками, и как обе они в свою очередь не забывают и себя в любви с молодыми красивыми римлянами.

Геммы Геммы


Наиболее обширный сатирический комментарий эротического характера дают нам камеи, относящиеся к небезызвестной Мессалине. Все, что говорит о ней Ювенал в своей шестой сатире, все это было изображено и резчиками по камню. Чрезвычайно характерна камея, изображающая ненасытную в любви Мессалину в виде улитки, объединяющей в себе, как известно, оба пола. Другая изображает, как Мессалина приносит в жертву Приапу четырнадцать венков — ибо четырнадцать мужчин пользовались в одну ночь ее неутолимой благосклонностью.


Очень большое количество гемм посвящено изображению персонифицированного фаллоса: он марширует по дороге, становится послушной верховой лошадью для Амура, шепчет на ухо внимательно слушающей женщине (мужчине) соблазнительные вещи и т.д. и т.п.

Геммы Геммы


Приведенные примеры дают некоторое представление не только, что такое эротические геммы, но и иллюстрируют тот образ жизни, который был присущ античному миру. При этом мы должны помнить, что из числа дошедших, а их в свое время было неизмеримо больше, ибо была одним из главных предметов торговли того времени, до сих пор далеко не все еще правильно объяснено.

Геммы Геммы

Геммы Геммы

Геммы Геммы


Другие статьи из этого раздела
  • Эротика в древнем Риме: Часть2 «Искусство малых форм. Геммы»

    Преимущественными мотивами таких изображений служили галантные любовные игры богов и известных людей, любовь Леды и лебедя, вакхические процессии с эротическими оргиями, празднества в честь Приапа, фаллические мотивы и положения в половом акте
  • Леда и Лебедь

    Как-то отцу богови людей, Зевсу, приглянулась Леда, жена спартанского царя Тиндарея. Как на этот раз действовал Зевс? Обратимся к известному знатоку античной культуры Яну Парандовскому
  • Эротическое искусство Японии: Часть 2. «Размеры гениталий и юмор в эротике»

    Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат
  • Эротика в Древней Греции: Часть 1. «Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании»

    Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии.
  • Фаллос в пластике малых форм

    Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?