Эротика в Древней Греции
Часть 1. Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании

Текст Евгения Роика

Нет, греки не были одержимы философией и наукой, как это представляют сейчас некоторые авторы. Совершенно точно известно, что наличием в словарях XX века таких слов, как афродизиак, гермафродит, эротика, гомосексуализм, нарцистизм, нимфомания, педерастия и зоофилия, — мы обязаны грекам. Большинство из них связанно с действиями, о которых можно прочесть еще у Гомера.


Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии. Например, всем известно, что Афродита, богиня сексуальных отношений, родилась из пены, но далеко не многие знают, что для древних греков это была не та пена, что невинно увенчивает волну на известной картине Боттичелли. Как повествует Гесиод, Кронос, сын Земли и Неба, оскопил своего отца серпом и швырнул его гениталии в море. Они поплыли по морю в пене, которую образовало семя, и Афродита родилась именно из этой пены. Позднее она родит от союза с Гермесом божество по имени Гермафродит, наделенное свойствами обоих полов, а от союза с Дионисом — однозначного мужчину Приапа, чей половой член постоянно находится в состоянии эрекции. Общеизвестны любовные подвиги Зевса.

Афродита Афродита


Герои были не менее любвеобильны, чем боги. Геракл, которого обожала вся Греция за его силу, смелость и стойкость, однажды лишил невинности пятьдесят девственниц за одну ночь; будучи бисексуалом, он состоял в любовной связи со своим племянником Иолаем. Тезей, герой Афин, за свою долгую и непростую жизнь соблазнил девушек не меньше, чем ему удалось убить всевозможных чудовищ.


Типичной чертой греческой мифологии является то, что все герои были не только благородны духом, но и прекрасны телом. Греки были убеждены, что в красивом теле содержится прекрасная душа. Для них одно не могло существовать без другого — во всем присутствует симметрия. Это первая особенность древнегреческой культуры.

Афродита Афродита


Второй особенностью в период VII-IV веков до н. э., в этот наиболее плодотворный период существования греческой цивилизации, оказавшей такое глубокое и серьезное влияние на всю последующую западную культуру, было массовое распространение “ педерастии”, этого сексуального притяжения взрослого мужчины к мальчику, который вышел из подросткового возраста но не достиг зрелости. “ Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, — говорит Страбон, — поистине желанен, но в тринадцать лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в четырнадцать лет, а к пятнадцати его очарование возрастает. Шестнадцать лет — это божественный возраст”. Гомосексуализм в современном понимании, то есть связь между двумя мужчинами примерно одного возраста, в это время встречалась редко, а половые сношения с мальчиком, не достигшим подросткового возраста, были вообще наказуемы. В начале VI века до н. э. известный законодатель Солон постановил карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы для мальчиков, не достигших подросткового возраста, не имевшего на то разрешения.

«Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, поистине желанен» «Цвет юности двенадцатилетнего мальчика, поистине желанен»


На протяжении двух веков, греки неизменно включали этот порок в систему высшего образования. Выпускников школьного курса, как правило, брал под свою опеку более зрелый мужчина (обычно тридцатилетний), принимавший на себя ответственность за нравственное и интеллектуальное развитие мальчика. Он должен был относиться к нему с добротой и согревать его той чистой любовью, единственная цель которой, согласно Сократу, создание нравственного совершенства в возлюбленном.


Афинское общество, без сомнения, спокойно относилось ко всему плотскому, и эти плотские чувства даже провоцировались вследствие обычая собираться в общественных гимнасиях, где юноши упражнялись в борьбе, беге, прыжках и метании диска и копья и где они были полностью обнажены. Их тела покрывались маслом и в целях защиты полоской ткани перевязывалась крайняя плоть над головкой пениса.

Геракл и нимфа Геракл и нимфа

Ряд убийств известных тиранов красивыми мальчиками, которые были с ними в гомосексуальных отношениях, привело к тому, что педерастия приобрела политический оттенок, репутацию любви к свободе, которая возвышала ее в глазах афинян. В Спарте, на греческом острове Эвбея и в беотийском городе Фивы она была напрямую связана с военными успехами, считаясь одним из признаков доблести. Как говорил Платон, “ горстка любящих и возлюбленных, сражавшихся плечом к плечу, могла победить целую армию. Для любовника было невозможным бросить оружие и бежать из рядов воинов на глазах у своего возлюбленного. Он предпочтет тысячу раз умереть, чем подвергнуться такому унижению… Самых трусливых воодушевлял бог любви, и они становились равными любому смельчаку”.


Третьей особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными, сексуально озабоченными и ущербными в нравственном плане. Легко догадаться, что они действительно были неразумными, поскольку их лишили образования, что они были сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц), и что они были морально ущербными, потому что критиковали мужчин за их чрезмерные и бесплодные философствования на народных собраниях в то время как они должны обеспечивать порядок в доме. Гармонии в древнегреческой семье не существовало.

«Греки считали всех женщин неразумными, сексуально озабоченными и ущербными в нравственном плане.» «Греки считали всех женщин неразумными, сексуально озабоченными и ущербными в нравственном плане.»

Секс древних греков Секс древних греков

Бронзовое зеркало с изображением секса Бронзовое зеркало с изображением секса


Другие статьи из этого раздела
  • Древний Рим: Часть 1.

    Греческий Дионис, покровитель виноградников и виноделия, превратился в Вакха, бога пьянства и опьянения. Первоначально культ Вакха был вполне приличным: трижды в год проходили празднества в честь бога, в которых участвовали женщины под предводительством уважаемых матрон. Затем все изменилось — на праздник допустили мужчин и стали проводить по ночам, пять раз в месяц. Приверженцы культа довольно быстро отбросили все эмоциональные и сексуальные ограничения. Единственным законом было преодоление всех законов обыденной жизни
  • Помпеи

    Лучшие публичные дома по внешнему виду не отличались от других домов только их двери украшались лаврами и освещались фонарем, который уже издали указывал посетителям место разврата. В одних лупенариях двери ночью закрывались на засов и на стук их открывала привратница. Другие, напротив, были днем и ночью открыты и их отделял от любопытных взоров прохожих только занавес, за которым часто стояли голые девицы, завлекая прохожих.
  • Эротика в Древней Греции: Часть 2. «Трибадизм. Гетеры и наложницы»

    В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы; в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Но жены далеко не всегда роптали
  • Леда и Лебедь

    Как-то отцу богови людей, Зевсу, приглянулась Леда, жена спартанского царя Тиндарея. Как на этот раз действовал Зевс? Обратимся к известному знатоку античной культуры Яну Парандовскому
  • Фаллос в пластике малых форм

    Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?