Древняя Греция08 июня 2009

Текст Евгения Роика

Эллинские мифы занимают особое место в истории развития эротического искусства. Их сюжеты многие века питали творческие поиски практически всех великих мастеров пера, кисти и резца. Они в эпоху Ренессанса, когда была вновь открытая древнегреческая культура, позволили корифеям искусства (Леонардо да Винчи, Микельанжело Буонарроти, Боттичелли, Тициан и др.) возродить в Западной Европе культ красоты женского тела. Жизнь востребовала, а мифы позволили реализовать запросы европейской знати — заказчика игривых сюжетов.


Как Геркулес развлекается с Гебой, как Марс совращает Венеру, как Юпитер является к целомудренной Каллисто, к Данае, к Девственнице Европе и к многочисленным другим красавицам Олимпа и земли — все это изображалось в самых разнообразных вариациях. Интерес к такого рода сюжетам не ослабевает и в наше время, свидетельством чему является устойчивая популярность у современных художников мифа о Леде и Лебеде, главным героем которого является Зевс (Юпитер).

Зевс-лебедь и Леда Зевс-лебедь и Леда

Зевс («светлое небо»), верховное божество в греческой мифологии, отец богов и людей, деяния которого послужили темой многих произведений, как в литературе, так и в живописи. Леонардо, Корреджо, Рембрант, Лемуан, Пикассо, Серов и многие другие художники, и иллюстраторы отдали дань похождениям этого Бога.


Любовные шалости главного божества были весьма плодотворны. Приведем несколько мифологических сюжетов, любопытные, иллюстрации к которым сохранила история.
Легкий флирт с дочерью Урана и Геи Мнемосиной (богиней памяти) принес человечеству девять Муз, каждая из которых до сих пор покровительствует определенным видам искусств. Среди них Эрато — Муза любовной поэзии с лирой в руках, Терпсихора — Муза танца с лирой и плектром и Каллиопа (Прекрасноголосая) — Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма (мать поэта и певца Орфея) *.

Зевс и Федита Зевс и Федита


Музы, как и Аполлон, обитали на горе Парнас, у подножья которой бил Кастальский ключ, у источника Ипокрены и на горе Геликон. Испившего волшебных вод Кастальского ключа богини наделяли поэтическим вдохновением.


Дочь финикийского царя Агенора Европа, своею красотой соперничала с богинями. Ну и естественно, как только Зевс увидел Европу, он тут же влюбился и решил ее похитить. Зевс превратился в белоснежного быка со сверкающей шерстью и круглыми изогнутыми, как серп, рогами. Придя на луг, где Европа с подругами собирала цветы, лег к ее ногам.

«Европа» Пикассо «Европа» Пикассо

… И дева царевна решилась:
На спину села быка, не ведая кого попирает,
Бог же помалу с земли и с песчаного берега сходит
И уж лукавой ногой наступает на ближние волны.
(Овидий, Метаморфозы)


Переплыв море и доставив свою пленницу на остров Крит, Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Впоследствии Европа стала супругой бездетного критского царя Астерия, усыновившего и воспитавшего ее сыновей от Зевса.


Певцы женской красоты не могли, конечно, обойти столь благодатный мифологический сюжет, как суд Париса.

«Суд Париса» Лукас Кранах Старший «Суд Париса» Лукас Кранах Старший


Сын Гекубы и троянского царя Приама Парис после рождения по приказу царя был брошен в горах на съедение диким зверям, — жрецы предсказали, что он станет причиной гибели родного города. Однако, хранимый богами, Парис не погиб, его нашли и воспитали пастухи. Когда он вырос, то стал вместе с ними пасти стада в окрестностях Трои. Именно здесь в горах, Парису пришлось выступать в роли судьи в споре трех богинь, причиной которого было «яблоко раздора». Это яблоко с надписью «прекраснейшей» бросила богиня раздора Эрида на стол пирующих во время свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея. Право на яблоко стали оспаривать друг у друга Гера, Афина и Афродита. Они просили Зевса решить их спор. Зевс повелел Гермесу отвести богинь к Парису. Каждая из них желала склонить юношу на свою сторону: Гера предлагала ему власть и богатство, Афина — мудрость и военную славу, а Афродита самую красивую женщину. Парис отдал яблоко Афродите.
Афродита стала покровительницей троянца. Она открыла царю Приаму тайну происхождения Париса, и юноша вернулся во дворец. С помощью Афродиты он похитил Елену Прекрасную. Этот дерзкий поступок греки восприняли как оскорбление, нанесенное всему народу, и начали поход против Трои. Началась Троянская война.

* Остальные шесть Муз: Клио — истории, Эвтерпа — музыки и лирической поэзии, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — серьезной гимнической поэзии, Урания — астрономии.


Другие статьи из этого раздела
  • Древний Ближний Восток

    Представление о мире многих племен и народов Ближнего Востока нашло свое отражение в Библии, которая благодаря распространению христианства предопределила нравственное и культурное развитие на многие века западноевропейских народов. Отражая жизнь, Библия, естественно, не могла пройти мимо взаимоотношений мужчины и женщины — она полна эротическими сюжетами типа: Лот и его дочери, треугольник — Авраам, Агарь и Сарра, любовные похождения царя Соломона, Иосиф в доме Потифара
  • Эротика в Древней Греции: Часть 1. «Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании»

    Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии.
  • Фаллос в пластике малых форм

    Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь
  • Эротическое искусство Японии: Часть 2. «Размеры гениталий и юмор в эротике»

    Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?