Представлены самые лучшие стоматологи Одессы, и отзывы про них.

Дмитрий Костюминский: «Нужно найти то, что вложил в тебя Бог»

О «Дахе», европейской интеграции и новом украинском театре


Текст: Ольги Артеменко

Фото: из архива Дмитрия Костюминского

 

Дмитрий Костюминский — актер и художник-постановщик театра «Дах», один из главных организаторов «Гогольфеста». Он из тех, кто нашел себя, выйдя из-под отцовского крыла «Даха», проложив собственный путь и уверенно начав по нему двигаться. Недавно Дмитрий дебютировал как режиссер с интерпретацией извечной шекспировской темы борьбы со своим «я» в украино-швейцарском проекте «Гамлет. Вавилон». Спектакль получил признание, как у отечественной, так и у европейской публики. Дмитрий Костюминский рассказал о даховской школе, специфике европейского театрального мира и поделился видением современного театра в Украине.


Дима, как ты очутился в «Дахе»?

Когда учился на третьем-четвертом курсе, начал ходить в «Дах» как зритель. Во время первого спектакля спал, конечно. Потом увидел постановку Оглоблина «васса Железнова», которая побудила во мне какое-то невероятное чувство. Я понял, что хочу здесь играть. Хоть и не актер вообще. По образованию я художник по текстилю. Начал регулярно посещать спектакли, познакомился с ребятами из труппы, которые были такими же студентами, как и я, с Владом. Приходил к ним на занятия в институт. Однажды Анна Иовова, бывший администратор театра, попросила меня о помощи как художника. А уже на пятом курсе я отдал себя «Даху» целиком. В каком спектакле дебютировал? Проработав год в театре, я получил первую роль. По-моему, это был «Пиранделло» (прим. — «Почти спектакль почти по Пиранделло, или Танец смерти»). До этого работал в «Дахе» монтажником.

 

Будешь продолжать сотрудничать с «Дахом»? И если позовут, согласишься?

Его закрытие повлияло на то, что я начал свое дело. «Дах» занимает все время, хотя у меня получалось как-то совмещать. И, смотря, что делать. Мне же не обязательно возвращаться в «Дах», чтобы играть в каком-то спектакле. Можно создавать коллаборации.

Сцена из спектакля Сцена из спектакля
Пойдешь играть в старых спектаклях?

Не знаю. Какой смысл в старых? Было и прошло. На мой взгляд, «Даху» необходимо делать свежие проекты. Зачем пытаться воскрешать труп? Новое лучше, ведь жизнь в движении. Сейчас в новом нуждается Украина, «Дах» и я.

Кроме того, играть одно и то же очень утомительно. Вот «Украинский декамерон», эдакая даховская священная корова, игрался около 9 лет. Структура спектакля уже была разрушена, мы держали только общую форму, уверенно чувствуя себя на сцене с текстом Клима.

 

Кого считаешь своими учителями в плане театрального искусства?

У меня было три главных учителя театра. Это Владимир Оглоблин, первый режиссер «Даха», который дал мне понимание тонкости театра и привил к нему любовь. Потом Клим — драматург, глубочайший философ. Ну и конечно же Влад Троицкий. Он — земледел, ведь театр — большой труд, где нужно, подобно коню, запряженному в плуг, бороздить почву, готовить ее для своей художественной идеи. Сложный рутинный путь к реализации этой идеи и есть, на самом деле, театр.

Когда Влад учил нас, приглашал представителей разных театральных направлений для формирования общего понимания театра. Это Борис Юхананов, Сергей васильев и множество других значимых личностей.


«Дах» закрывался на достаточно длительное время. Где работаешь сейчас?

Я только вернулся с гастролей. Нужно найти работу, как-то собрать себя, потому как последние полгода я посвятил работе исключительно над своим проектом «Гамлет. Вавилон».

«Гамлет. Вавилон» «Гамлет. Вавилон»
Расскажи, как создавался «Гамлет. Вавилон»? И почему главную роль сыграл поляк из Швейцарии?

Когда мы делали с Дахом «Вий», я познакомился с Бартоломеем Созански, актером и режиссером, который сыграл главную роль в спектакле. Мы подружились. Я предложил Бартеку создать проект, спросив, что бы он хотел сыграть. Он выбрал Гамлета.

Организацией занимались мы с Бартеком. Я исполнял роль режиссера, художника, сценографа, администратора, техника, осветителя. А Бартоломей был актером, переводчиком, техническим работником и еще кем-то. Также я впервые в жизни занимался отбором актеров. Подобного опыта не было, так что пришлось попыхтеть.

 

Выступая в роли режиссера впервые, ты боялся чего-то?

Стоял вопрос: либо буду дальше заниматься режиссурой, либо покончу с этим делом раз и навсегда. Я как будто учился плавать, проговаривая: «Нет, не прыгну, страшно». Но потом прыгнул и поплыл. «Гамлет», на мой взгляд, получился. Все опасения компенсируются, когда можно отдать то, что у тебя в средине, услышав слова благодарности в ответ.

Где прошла первая презентация «Гамлет. Вавилон»? И как изменился спектакль в результате?

"Вий". Совместный проект театра "Дах" и театра Види-Лозанна (Швейцария) "Вий". Совместный проект театра "Дах" и театра Види-Лозанна (Швейцария)

В Украине премьера состоялась в ноябре 2013 года. Поскольку это украино-швейцарский проект, премьера была еще и в Женеве. С момента первого показа я несколько переделал постановку. Вначале планировалось, что «Гамлет» будет моноспектаклем. Но текст и сценография непредвиденно изменились, и, думаю, к лучшему.

 

Где еще покажите «Гамлет. Вавилон»?

Сейчас ведутся переговоры по поводу гастролей в Австрии и Венгрии. Осенью, возможно, будет тур по украинским городам, среди которых пока могу назвать только Киев и Львов.

«Гамлет» игрался уже 8 раз. Согласно европейской практике, где нет понятия репертуарного театра, для проекта это вполне достаточно, его можно закрывать.

 

Где гастролировали? Как приняли твою работу в Европе?

Лучше, чем я ожидал. Мы показывали спектакль в Женеве и Навшателе, Швейцария. Неожиданно для меня реакция публики была очень адекватная. Хотя швейцарцы еще на премьере в Киеве, говорили, что постановку гораздо лучше воспримут за границей. В Женеве искушенный зритель, поскольку там ежедневно проходит порядка 15–16 спектаклей. На этот маленький город приходится около 80 театральных компаний. Поэтому если на твой спектакль пришли — это уже достижение.

Дмитрий Костюминский Дмитрий Костюминский

Готов ли украинец к новому театру, такому как «Гамлет. Вавилон»?

Безо всяких подозрений или сомнений, однако не могу сказать, что масштабно. В Украине бытует мнение: театр европейского образца — это что-то недостижимое. Просто мы совершенно другие со своей уникальной глубокой культурой, но, к сожалению, без базы и театральной школы. Нужно образовывать людей, ведь у нас талантливейший народ, особенно в сфере искусства.

Необходимо показывать Украину. «Дах» выступает чуть ли не единственным представителем украинского театра в Европе, где нас знают больше, чем на родине. Украина имеет потенциал в ближайшие 5 лет стать одной из точек на карте театрального мира.

 

Много даховцев выступали на Майдане на протяжении осенних и зимних революционных событий? Ты был там?

Да, я принимал довольно активное участие в этих событиях.

 

О чем твоя гражданская позиция?

Могу сказать одно: я украинец и должен стоять за свое гражданское право. Я хочу быть независимым ни от кого. Украина — настолько большая и богатая страна, что мы не нуждаемся ни в каких присоединениях.

Наш народ как далек от Европы, так и близок к ней. Я не за вступление в Евросоюз, но некая интеграция нужна. Думаю, если мы станем ближе к Европе, через 10 лет Украина, с ее реальным потенциалом и ресурсом, может занять очень серьезную позицию. Конечно, при условии полной смены системы в стране.


Другие статьи из этого раздела
  • Ольга Лукьяненко

    «Не у многих людей есть возможность пожить во все времена. Театр — это возможность быть другой, проживать разные жизни, я могу быть какой угодно и по нескольку раз переживать на сцене какие-то счастливые моменты, которые в жизни пробую повторить, но почему-то не получается».
  • Крістіна Флутур про театр «Раду Станка»: Румунія

    Сібіу — містечко в центральній Румунії, яке в 2007 стало культурною столицею Європи. У цьому містечку на 90000 мешканців діє один з найкращих театрів Румунії — театр «Раду Станка», який запрошує до співпраці відомих режисерів з усього світу та найкращих акторів Румунії. Тому не дивно, що навіть в будній день в його холах — натовп.
  • Киевские сказки: Игорь Рубашкин

    В юности я ходил в свой родной Театр на Подоле, где практически вырос, воспринимая его как нечто родное, привычное: люди, грим, звукооператоры, цеха. Правда, остались только отрывочные воспоминания о постановках — яркие картинки, образы, эмоции, пестрые пятна. Помню, первые версии спектакля «Сон в летнюю ночь», когда артисты мне казались прекрасными как юные боги. Они играли на сцене в красных безумных одеждах. Часто ходил на детский спектакль «Белоснежка», где мама играла роль злой Королевы, но друзей водить на него не любил. Потому что она так хорошо играла плохую роль, что дети ее в тот момент не любили, и я тоже побаивался
  • Катерина Качан

    Дитя театру, музики і танцю. «Театр — це моє життя, це основне. Є актриси, які можуть розділяти особисте і роботу, а для мене театр на першому місці, маю до нього нестримну жагу. Так мене виховали і так воно є.»
  • Ірма Вітовська: Я громадянка

    Мій дідусь казав: «Мий підлогу так, щоби після тебе не перемивали». Я багато підлог не помила, і багато помила погано, я це знаю. Але я росту, розвиваюся, я ще не в віці Богдана Ступки, щоб озиратися назад і аналізувати, які у мене були здобутки, які падіння. Я так не можу в своїй професії, зате як громадянка можу вже підводити якісь підсумки. Ніяка влада ніколи не зробить нам щастя, поки ми не почнемо з себе. Ми вже 18 років незалежні, а рівень культури досі видно в під’їзді

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?